ВВП к 2030 году превысит показатель 2021 года на 17%

Реальные доходы за период увеличатся на 20%
Еще в мае в Минэке под руководством Максима Решетникова ожидали более серьезного спада, но экономика смогла приятно удивить/ Алексей Майшев / ТАСС

Экономика России к 2030 г. превысит уровень 2021 г. на 17% в случае реализации целевого сценария «ускоренная адаптация». С таким прогнозом министр экономического развития Максим Решетников выступил на итоговой стратегической сессии по основным направлениям экономической политики в условиях санкций, сообщил «Ведомостям» близкий к правительству источник, принимавший участие в совещании. Решетников действительно называл такую оценку, подтвердил федеральный чиновник, также знакомый с ходом сессии. Предполагалось, что в 2024–2025 гг. рост ВВП составит 2,6%, далее по нарастающей ближе к 3%, уточнил он. Прогноз на 2023 г. он не назвал, сославшись на чувствительность продолжения дискуссии по поводу этой оценки.

Совещание под руководством премьер-министра России Михаила Мишустина прошло 30 августа. Минэкономразвития совместно с профильными ведомствами по поручению Мишустина подготовило сценарии развития экономики России до 2030 г., говорилось в пресс-релизе ведомства. Отмечалось, что предложенные системные решения должны помочь преодолеть спад и выйти на устойчивый рост уже в 2024 г. Предполагается, что позитивную динамику в первую очередь обеспечит внутренний рост – как потребительский, так и инвестиционный, приоритетные направления были выработаны на профильных сессиях, говорилось в сообщении министерства.

Еще в июне на вводной стратегической сессии в Минэке ожидали, что рост ВВП к 2030 г. будет на уровне 8,5% по сравнению с 2021 г., отметил федеральный чиновник, близкий к ведомству. По его словам, теперь планируется, что ВВП будет расти по 2% год с 2023 г., а в 2028–2030 гг. – на 3%. Темп роста инвестиций в 2030 г. в этом сценарии составит 30% к 2021 г., а реальные доходы населения увеличатся на 20% за этот период.

Всего у министерства есть три сценария: инерционный, стрессовый и целевой. Инерционный сценарий вытекает из логики санкций – как уже введенных, так и потенциальных – и связанных с ними ограничений. Он предполагает не только более глубокий провал в 2022–2023 гг., но и снижение потенциальных темпов роста. Стресс-сценарий подразумевает одновременное ухудшение состояния мировой экономики и резкое ужесточение санкционного давления.

Стратегия действий

По словам источников, к 2030 г. правительство ожидает, что структура экономики серьезно изменится: доля экспортно-ориентированных отраслей сократится, это будет компенсировано увеличением доли обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, а также IT, строительства, туризма, культуры, здравоохранения, образования.

По словам источников, достичь таких темпов роста планируется с помощью новой социально-экономической программы. О начале ее разработки «Ведомости» сообщали в июле. С июня в правительстве проходили стратегические сессии по ключевым направлениям будущего развития. На совещании 30 августа были подведены промежуточные итоги разработки ведомствами отраслевых программ. По словам источников «Ведомостей», схематично стратегия может быть представлена в виде следующих блоков.

- Развитие транспортно-логистической инфраструктуры под новые потребности в экспорте и импорте, в том числе в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Ключевые KPI по этому блоку – прирост грузопотока по основным транспортным коридорам, увеличение объемов поставок продукции ТЭКа, переориентированных с Запада на Восток.

- Поддержка проектов импортозамещения. Одна часть этого направления предполагает реализацию коротких рыночных инициатив для достижения быстрых и ощутимых эффектов, другая – запуск системных мегапроектов с господдержкой. Все отраслевые группы сформировали заказ для промышленности по конкретным позициям, уточнил один из собеседников. Он отметил, что стимулировать импортозамещение планируется за счет бюджетного финансирования и гибкой таможенно-тарифной политики. Причем для сложных проектов потребуется поддержка из казны «полным рублем», чтобы гарантировать их завершение, добавил он. В результате планируется рост локализации по конкретным товарам, рост доли российской продукции в потреблении по группам.

- Обеспечение технологической самостоятельности – фактически доступности на рынке всех необходимых технологий. Достичь этого планируется через отечественные разработки и импорт. По словам одного из источников, здесь потребуются настройка и приоритизация государственного технологического заказа и прямой заказ со стороны промышленности.

- Цифровизация – создание собственной IT-основы в виде оборудования и программного обеспечения (ПО). Приоритетом станет цифровизация реального сектора, обеспечение доступности полных линеек ПО взамен ушедших западных, отмечает федеральный чиновник.

- Поддержка частной инвестиционной активности. По этому направлению власти планируют в том числе содействовать импорту оборудования через меры таможенно-тарифного регулирования и кредитование. Также будут использоваться средства ФНБ для финансирования крупных долгосрочных проектов, госгарантии и поручительства, инструменты институтов развития.

- Обеспечение достаточных финансовых ресурсов для перенастройки экономики, в том числе с учетом закрытия доступа к западному финансированию. В этой сфере правительство хочет содействовать развитию фондового рынка и банковского сектора.

- Повышение гибкости рынка труда. Это направление включает в себя мероприятия по облегчению территориальной мобильности населения и межотраслевого перетока рабочей силы. В числе мер также подстройка среднего специального, дополнительного образования под новые потребности, подготовка IТ-специалистов и инженерных кадров.

- Развитие предложения в отраслях, удовлетворяющих растущий внутренний спрос: жилье и ЖКХ, культура, досуг, спорт. Также планируется реализовывать потенциал внутреннего туризма, т. е. вкладываться в инфраструктуру и средства размещения.

- Развитие социальной сферы. Эта часть общей стратегии будет реализовываться в русле национальных целей развития до 2030 г. На совещании подчеркивалось, что все принятые социальные обязательства будут безусловно выполняться. Кроме того, планируется усиливать импортозамещение в здравоохранении за счет дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности, медицинских технологий и производства оборудования, расширить предложение медицинских и социальных услуг.

- Региональное развитие. Направление включает в себя привязку системных и отраслевых задач на уровень субъектов. Правительство хочет отдельно сфокусироваться на Кавказе, Прикаспии и Дальнем Востоке в связи с перенаправлением транспортных потоков.

- Развитие интеграции в ЕАЭС и сотрудничества со странами-партнерами. По этому направлению планируется развитие в сфере не только взаимной торговли, но и производственной кооперации – на основе конкретных проектов, а также возвращение к практике заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений с другими странами.

По каждому блоку установлены конкретные KPI. В результате реализации стратегии бюджетный дефицит может возрасти, признают собеседники, но не в ущерб обеспечению долгосрочной макростабильности. При этом он должен оставить возможности для сохранения мягко-нейтральной ДКП и частного кредитования экономики.

Представитель правительства перенаправил запрос в Минэкономразвития. В пресс-службе Минцифры заявили, что предложения по профильному для ведомства блоку находятся в разработке. В Минэкономразвития, Минпромторге, Минфине, Минстрое, Минтрансе, Минкультуры, Минтруде не ответили на запросы.

Возможен ли такой рост

Все представленные сценарии исходят из текущего состояния ситуации – санкционного давления и понимания того, какие наборы проектов и мер экономической политики могут быть реализованы в ближайшей перспективе, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его словам, целевой сценарий предполагает, что к 2025 г. Россия выйдет на уровень 2021 г., и это сверхзадача правительства. «Если санкционное давление будет усиливаться и мы увидим признаки замедления мировой экономики, сползание в рецессию, то, скорее всего, верхняя граница снизится и этот сценарий будет менее оптимистичен», – говорит он. Сценарий до 2030 г. предполагает три стадии: преодоление шока, адаптацию, устойчивое развитие, отмечает Широв.

По его словам, Минэкономразвития исходит из того, что структурная адаптация невозможна без принятия концепции дефицитного бюджета. «Присутствуют разные точки зрения по поводу размера дефицита, но есть критерии, которые использует, например, ЕС: порядка 3% ВВП», – говорит Широв. По словам Широва, дефицит можно покрывать через наращивание внутренних заимствований, средствами ФНБ – этих ресурсов должно хватить на 3–4 года дефицитного бюджета.

Указанные темпы роста в 17% к 2030 г. возможны, потому что фактически ситуация преподносит больше положительных сюрпризов, считает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец. По ее словам, существенной оказалась стрессоустойчивость российской экономики и возможность обеспечивать рост за счет внутренних драйверов, особенно со стимулами со стороны макроэкономической политики.

Наиболее вероятный сценарий развития находится между инерционным и ускоренной адаптацией, а использовать стрессовый сценарий для построения стратегии невозможно, говорит Широв. Инерционный вариант предполагает, что, если будут ухудшаться санкционные условия, к 2030 г. Россия все равно будет иметь динамику ВВП плюс 8–10% к уровню 2021 г.

Целевой сценарий потребует от правительства большой работы – для экономики нужны подстройка и госстимулы, также должны предприниматься действия для смягчения внешних условий, отмечает Донец. По словам эксперта, сценарий будет зависеть не только от того, как отреагирует российская экономика, но и от того, насколько сильной будет сепарация с мировыми рынками. Если не случится полного отключения от технологий и рынков экспорта, то потенциал для роста есть, и госмеры смогут помочь в этом. «Но мы пока не знаем финального расклада», – резюмирует Донец.