Власти прогнозируют перестройку экономики в пользу внутреннего рынка к 2030 году

Более 7% выпуска экспортных отраслей заместят IT, производство, строительство и услуги
Рост отраслей, ориентированных на внутренний рынок, связан с тем, что они оказываются практически неуязвимыми для внешних санкций/ Валерий Стурит/ТАСС

Правительство ожидает сокращения доли экспортных отраслей в структуре ВВП России с 29,8% в 2021 г. до 22,6% в 2030 г., следует из материалов стратегической сессии по развитию экономики, которая прошла 30 августа в правительстве. Выпуск перераспределится в пользу обрабатывающих производств, ориентированных на внутренний рынок, – вклад этой сферы вырастет с 5,3 до 8%, – IT и науки (с 6,8 до 8,8%), строительства, ЖКХ и недвижимости (с 14,6 до 16,4%). Вдвое вырастет доля туризма, общественного питания и досуга – с 1,6 до 3,2%.

Такое изменение структуры ВВП будет возможно при условии реализации сценария развития экономики «ускоренная адаптация», следует из материалов. Как ранее писали «Ведомости», согласно этому варианту, который для властей является основным, ВВП России к 2030 г. превысит уровень 2021 г. на 17%.

Как поясняет источник, близкий к правительству, рост экономики будет обеспечен прежде всего за счет внутреннего спроса – инвестиционного и потребительского. Согласно материалам к стратегической сессии, в 2024 г. реальные денежные доходы населения покажут положительную динамику и увеличатся на 2,8% по отношению к 2021 г., в 2027 г. этот рост составит 11%, в 2030 г. – 20%.

На 17%

превысит ВВП России к 2030 г. при условии реализации сценария развития экономики «ускоренная адаптация»

В абсолютном выражении из-за изменения объема ВВП выпуск отраслей будет меняться с другим по сравнению с увеличением или уменьшением их доли темпом. Например, вклад туризма и досуга – сектора услуг – возрастет вдвое, с 1,6 до 3,2%. Но в абсолютном выражении объем отрасли увеличится более существенно. В то же время, хотя доля экспортно-ориентированных отраслей снизится на 7 п. п. до 22,6%, т. е. почти на четверть, объем выпуска этого сектора может сократиться менее существенно или даже остаться неизменным.

«Ведомости» отправили запрос представителям правительства и Минэкономразвития.

Структурная перестройка

Целевой рост экономики в 17% к 2030 г., на который власти рассчитывают в рамках сценария ускоренной адаптации, будет обеспечен преимущественно за счет внутреннего рынка при условии относительной стагнации внешнеэкономической деятельности, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Несмотря на то что Россия продолжает успешно налаживать торговые связи с дружественными странами, объем этой торговли не сможет расти такими же темпами, которые наблюдались до начала 2022 г., указывает он. А при росте ВВП на 2–3% ежегодно доля в нем стагнирующего экспорта будет естественным образом снижаться – перевес перейдет в сторону внутренней экономики, поясняет эксперт.

В таком случае будут требоваться структурная перестройка и, соответственно, усиленные вложения в науку, преимущественно в прикладные направления, связанные с внедрением разработок, инжинирингом, отмечает Широв, по этой же причине будет расти доля IT в российском ВВП. Таким образом, в рамках инициатив государства по обеспечению технологического суверенитета рост доли IТ и науки до 8,8% видится вполне возможным.

Сокращение доли экспорта в ВВП, которое предсказывают власти, действительно вероятно, так как наряду с различными ограничениями на российский экспорт ожидается также сокращение цен на сырье, согласился главный аналитик УК «Ингосстрах-инвестиций» Виктор Тунев. Согласно базовому прогнозу ЦБ, опубликованному в середине августа, цена за баррель нефти марки Urals будет снижаться с $80 в 2022 г. до $70 в 2023 г., $60 в 2024 г. и наконец достигнет $55 в 2025 г. При этом, как следует из этого же прогноза, ВВП России после длительного снижения в 2022–2023 гг. покажет рост на уровне 1,5–2,5% в 2024–2035 гг. Этот рост будет обеспечен преимущественно за счет роста отраслей, ориентированных на внутренний спрос, уверен Тунев. Сейчас власти уделяют этому повышенное внимание и в целом наблюдается более радикальная смена парадигмы, к чему подталкивают в том числе внешние условия, добавил Широв. Если те решения и проекты, которые уже запущены или начинают стартовать, будут реализованы эффективно, возможно даже более быстрое замещение сырьевых отраслей в структуре выпуска на более технологичные, считает эксперт.

Рост отраслей, ориентированных на внутренний рынок, связан с тем, что они оказываются практически неуязвимыми для внешних санкций, отметил главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Как правило, правительство ограждает их даже от воздействия вторичных макроэкономических шоков – так произошло со строительным сектором, который фактически был изолирован от общего роста процентных ставок, указывает эксперт. Также санкции привели к освобождению ниш во многих отраслях, напомнил Исаков. Уход конкурентов позволит в ближайшие годы повысить объемы и прибыльность, а в среднесрочной перспективе – более ощутимо нарастить занятость и размер этих секторов, уверен он.

Рост доли IT и науки наиболее вероятен к 2030 г., так как на сегодня нехватка IT-специалистов в мире составляет 40 млн человек, а в 2030 г. потребность в них, по некоторым оценкам, может достигнуть 85 млн человек, отмечает эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Рост доли отрасли строительства, ЖКХ и недвижимости может быть обеспечен преимущественно за счет инфраструктурных проектов, уверен он. Дело в том, что нынешние демографические и рыночные тенденции пока не позволяют рассчитывать на рост сегмента за счет рынка жилой недвижимости, уточняет эксперт.

Туризм, досуг и общепит будут показывать стабильную положительную динамику за счет роста благосостояния населения, на который также рассчитывают власти, считает Тунев. Кроме того, ограничения на зарубежный туризм во многом будут стимулом для поездок по России – в последнее время популярность внутреннего туризма растет, добавляет Тунев.

Рост вклада туризма, общественного питания и организации досуга с 1,6 до 3,2% будет тесно связан с ростом доходов населения и внутренним спросом, согласен Миронюк, реализация этого прогноза вероятна при устойчивом темпе роста ВВП и благосостояния с 2025 г.

Упадет ли экспорт

Оценки сокращения экспортной отрасли в структуре ВВП выглядят реалистично, так как тенденции к сокращению уже накапливались в нефтяной и газовой отраслях, отмечает Исаков. Согласно действующей энергетической стратегии России, которая была принята в 2020 г., добыча и экспорт нефти и газа должны были оставаться примерно на одном уровне, напомнил эксперт. При предположительном росте остальной экономики порядка 3% в год, которого ожидают власти, это бы привело к снижению доли экспорта до 25% за восемь лет, но из-за санкций этот процесс произойдет быстрее, считает Исаков.