Минфин сможет направить на закупки валюты 900 млрд в следующем году

Это максимально допустимая бюджетной конструкцией сумма интервенций
Емкости юаня на Мосбирже уже достаточно для проведения интервенций на 100–150 млрд руб. в месяц/ Максим Стулов / Ведомости

Минфин может в следующем году направить на закупки валюты почти 1 трлн руб. Согласно проекту Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»), ведомство ожидает дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2023 г. в объеме 939 млрд руб. Как уточнил близкий к правительству источник, эта сумма в теории может быть направлена на закупки валюты для ослабления рубля в рамках бюджетного правила, которое планируется перезапустить со следующего года, хотя и не во всей его полноте. «Бюджет формируется на основе новых параметров бюджетного правила, которое будет законодательно закреплено, поэтому возможность [возобновить интервенции] есть, в том числе в переходный период», – уточнил источник.

Впрочем, по его словам, на практике вряд ли весь объем сверхдоходов будет использован для закупок валюты.

В Основных направлениях ежегодный объем так называемых базовых нефтегазовых поступлений определен на уровне 8 трлн руб. в 2023–2025 гг. Суммы свыше этой величины и считаются сверхдоходами. Ранее ведомство определяло планку через цену отсечения и объем добычи – она составляла $40/барр. с 2017 г. с последующей ежегодной индексацией (в 2022 г. она доросла до $44,2/барр.), в натуральном измерении количество добываемой нефти ежегодно менялось в зависимости от спроса. С учетом снижения предсказуемости не только ценовой конъюнктуры, но и показателей добычи и экспорта энергоресурсов в условиях давления западных стран целесообразно определять базовые нефтегазовые доходы в абсолютном выражении, исходя из диапазона умеренно-консервативных сценариев развития на средне- и долгосрочном горизонте, поясняет Минфин в Основных направлениях.

Как писали «Ведомости», новое правило предполагает этот порог в $60 и 9,5 млн барр./сутки. Было решено зафиксировать в бюджете не цену отсечения, а константу по доходам – 8 трлн руб., – поскольку стоимость российской нефти и объем добычи могут существенно колебаться, подтвердил источник. Эта постоянная величина сверстана исходя из равновесного сочетания цены и добычи в $60 и 9,5 млн барр./сутки соответственно, уточнил он.

Правительство в своей бюджетной политике намерено следовать логике бюджетного правила, заявлял 20 сентября на заседании кабинета министров премьер Михаил Мишустин. Он уточнял, что в 2023–2024 гг. будет предусмотрен переходный период, когда расходы госказны будут превышать доходы, но разрыв будет постепенно сокращаться. Бюджетное правило кроме своей функции по стабилизации курса и формированию накоплений выполняло роль ограничителя бюджетных трат.

Своевременная приостановка бюджетного правила в 2022 г. позволила поддержать финансовую стабильность в том числе благодаря направлению дополнительных нефтегазовых доходов на приоритетные расходы для поддержки экономики и граждан, нейтрализацию геополитического и санкционного давления, отмечается в документе. Но обратной стороной этой приостановки и использования рентных сверхдоходов стало повышение чувствительности курса к динамике природной ренты, в среднесрочной перспективе это создает угрозу для устойчивости макроэкономических условий и финансовой стабильности, говорится там.

Проект бюджета учитывает нормализацию бюджетной политики и постепенный выход в 2025 г. на бюджетное правило, подтверждал министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства 22 сентября. Президент Владимир Путин поручал правительству представить предложения по новой конструкции бюджетного правила до конца июля, однако официально они до сих пор не озвучены. На горизонте предстоящей трехлетки проведение бюджетной политики планируется в логике бюджетного правила, указывает также Минфин в Основных направлениях бюджетной политики.

Параметры прогноза

Нефтегазовые доходы бюджета – вместе с поступлениями сверх базовых 8 трлн – в 2023–2025 гг. ожидаются в размере 8,9 трлн, 8,7 трлн и 8,5 трлн руб. соответственно. Курс доллара прогнозируется на уровне 68,3, 70,9 и 72,2 руб. Urals будет стоить в среднем $70,1/барр., $67,5/барр., $65/барр., ожидают в правительстве. Добыча прогнозируется на уровне 490 млн т в 2023 г. и примерно 500 млн в 2024–2025 гг.

В июне Минфин предложил направлять часть нефтегазовых сверхдоходов на проведение интервенций на валютном рынке для ослабления рубля. Укрепление российской валюты на 1 руб., по разным оценкам, обходится бюджету в 130–200 млрд руб., отмечал Силуанов. Из-за санкций Минфин лишился возможности с помощью покупок валюты в рамках бюджетного правила оказывать влияние на курс рубля к доллару и евро, но это можно делать косвенно, через покупку валют дружественных стран, указывал министр.

Согласно данным Мосбиржи, в пятницу, 23 сентября, доллар впервые с конца июля упал ниже 57 руб. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в июне называл оптимальным для экономики курс в диапазоне 70–80 руб./$.

Из-за приостановки действия правила в текущем году пополнение ФНБ за счет нефтегазовых допдоходов в 2023 г. не предусмотрено (средства перечисляются в фонд по итогам года), однако это планируется делать в 2024 и 2025 гг., сказано в Основных направлениях. В 2023–2024 гг. средства ФНБ будут так же, как и в 2022 г., использованы для покрытия дефицита федерального бюджета в объемах 2,9 трлн и 1,3 трлн руб. соответственно.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Объем ФНБ на 1 сентября, по данным министерства, составил 11,9 трлн руб. ($196,7 млрд), ликвидная часть (средства на банковских счетах в ЦБ) достигла 8,3 трлн руб. ($137,3 млрд). Объем фонда на конец 2022 г. ожидается на уровне 8,99 трлн руб. (из них ликвидная часть – 5,3 трлн), в 2023 г. – 6,3 трлн (2,6 трлн), в 2024 г. – 5,95 трлн (2,3 трлн), в 2025 г. – 6,6 трлн (3 трлн).

Куда пойдут допдоходы

Дополнительные нефтегазовые поступления могут направляться на покупку дружественных валют в случае острой необходимости ослабления рубля для поддержки уровня доходов бюджета, считает эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Исходя из текущего оборота по юаню на Мосбирже (30–70 млрд руб. в день) валютный рынок способен обеспечить покупки китайской валюты в рамках бюджетного правила, не превышающие объем покупок 2018–2019 гг. (до 200 млрд руб. в месяц), отметил он. Дискуссии по поводу покупок дружественных валют на дополнительные нефтегазовые доходы во властных структурах, вероятно, продолжаются, полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Не исключено, что резервы в ФНБ будут храниться в рублях, отметил он. Если валютные интервенции в рамках бюджетного правила будут, то небольшие ($1–2 млрд, или 60–120 млрд руб. в месяц), прогнозирует эксперт. Курс российской валюты к доллару и евро в таком случае будет на несколько рублей слабее, чем без интервенций, считает он.

При значительной модификации существующего механизма бюджетного правила возможно перенаправлять выкупаемую с рынка валюту напрямую на финансирование расходов либо пополнять другие фонды, предположил Миронюк. В первом варианте для абсорбирования валютной ликвидности, выкупленной с рынка, средства могут направляться на закупку импортных товаров, например, для госнужд, предложил он. Это позволит аккумулировать средства, но при этом расходовать их более оперативно, пояснил эксперт. Емкости юаня на Мосбирже уже достаточно для проведения интервенций на 100–150 млрд руб. в месяц (1,2–1,8 трлн руб. в год), указал Васильев. При этом есть риски, что нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться ниже, чем ожидает Минфин, предупредил эксперт. По его прогнозу, стоимость нефти Urals в 2023 г. составит 60$/барр., а средний курс доллара – 70 руб.

До 2025 г. покупки валюты теоретически возможны только за счет рублевых заимствований, считает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Документ Минфина никаких публичных обязательств в этой сфере не содержит, поэтому все будет зависеть от конъюнктуры и приоритета целей в бюджетной политике, добавил он. В целом, по мнению эксперта, вопрос о закупках валюты сейчас не очень актуален. Бюджетная конструкция запланирована как стимулирующая – совокупно все уровни бюджетов будут не сжимать рублевую ликвидность, а вливать ее в рынок, даже если никаких операций на валютном рынке со стороны Минфина не будет, пояснил Куликов. Это значит, что ослабляющее влияние на курс будет при прочих равных и без операций министерства на валютном рынке, заключил эксперт.