В открытой части российского бюджета на 2023 год осталось 77% расходов

Относительно действующего закона закрытые траты вырастут на 2,7 трлн рублей
Самое крупное направление расходов бюджета в следующем году – социальная политика/ Григорий Сысоев / РИА Новости

Расходы федерального бюджета по закрытым – секретным и сверхсекретным статьям – в 2023 г. составят около 6,5 трлн руб., или 23% от общей суммы трат, подсчитали «Ведомости» на основе материалов, включенных в пакет документов к проекту казны на 2023 –2025 гг. Согласно закону о бюджете на нынешнюю трехлетку, в 2023 г. закрытые расходы должны были составить 3,8 трлн руб., или 15,2% от общей суммы. Таким образом, относительно действующего закона они вырастут на 2,7 трлн руб. В 2022 г. законом предполагалось, что они составят 4 трлн, или 17% от общего объема.

Общая сумма запланированных расходов на 2023 г. – 29,1 трлн, следует из проекта бюджета на следующую трехлетку. При этом детализировано из них лишь 22,5 трлн, т. е. почти 77%. Согласно утвержденному бюджету на 2022–2024 гг., траты в этом году должны были составить 23,7 трлн руб., из них открытые – 19,7 трлн, или 17%. Впрочем, фактический уровень секретных расходов, по всей видимости, окажется гораздо выше по итогам года, по крайней мере в номинальном выражении. По сравнению с утвержденными в законе значениями траты бюджета этого года увеличатся до 29 трлн руб. Как сообщала Счетная палата в своем обзоре, в первой половине 2022 г. доля фактически исполненных расходов федерального бюджета по закрытым статьям составила 18,6%. На открытые статьи бюджета пришлось 10,3 трлн руб. из 12,7 трлн.

Максимальная закрытость, согласно утвержденным законом значениями, была зафиксирована в 2015-м – более 21%. Минимальная – в 2021 г. Тогда засекретили лишь 14,9% расходов. Средний за последние пять лет уровень закрытости – около 17%.

Оборона и госбезопасность

Самое крупное направление расходов бюджета в следующем году – социальная политика. На него предусмотрено 7,3 трлн руб., или 25% всех трат. По сравнению с утвержденными в законе на действующую трехлетку значениями, они растут на 17%. Но второй крупнейший раздел расходов, где традиционно наиболее высока доля секретности, – «Национальная оборона» – в следующем году займет 17% от всего бюджета. В номинальном выражении траты на это направление растут на 43%. Кроме нацобороны другим крупным направлением расходов стала «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – в него включены все траты на силовиков, за исключением армии. По этому блоку планируется финансирование в размере 4,4 трлн руб. Это 15% бюджета. В номинальном выражении расходы по этому разделу относительно закона о бюджете планируется увеличить на 48%. Таким образом, в сумме оборона и нацбезопасность займут почти треть расходов всего федерального бюджета. На «Национальную экономику» – четвертый по величине раздел – планируется потратить 3,5 трлн руб. Это 12% расходов.

В 2024 г. расходы бюджета ожидаются на уровне 29,4 трлн руб., в 2025 г. – 29,2 трлн. Дефицит в 2023 г. должен составить 2,9 трлн, или 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, 0,7% ВВП.

Расходы на послание президента в 2023 г. – 2,2 трлн, в 2024 г. – 2,4 трлн, в 2025 г. – 2,3 трлн. Финансирование нацпроектов ожидается в размере 3,2 трлн, в 2023 г. – 2,9 трлн, в 2024 г. – 2,96 трлн.

Значительные ресурсы будут предусмотрены на восстановление дружественных территорий и укрепление национальной обороны, отмечается в Основных направлениях бюджетной политики Минфина. Конкретные суммы там не уточняются. Как пояснил «Ведомостям» близкий к правительству источник, они включены в закрытую часть.

Геополитическая реальность

Само по себе наличие закрытых расходов бюджета допустимо в российском законодательстве, но они могут касаться только федерального бюджета – в региональных и местных бюджетах их быть не может, отметил член общественного совета при Минфине Владимир Климанов. Сейчас рост закрытых расходов, по его словам, связан с тем, что растут два важных раздела: «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Именно в них гораздо выше уровень секретности, предполагающий наличие государственной тайны, указал эксперт. Бюджет просто отражает ту реальную геополитическую ситуацию, в которой находится Россия, – расходы на силовой блок не снижаются, а только увеличиваются, констатировал Климанов.

Рост связан с потребностями в обороне: увеличением расходов на восполнение выбывающих материальных запасов, расширением численности штатного состав и уровня оплаты труда, считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Тенденция на закрытость, вероятно, будет сохраняться в ближайшей перспективе, предполагает он. Указанные расходы, в том числе на заработные платы, иные выплаты и пенсии военнослужащих, будут продолжать расти и индексироваться, а инвестиции в новые вооружения нарастать, пояснил эксперт. Значительное снижение оборонных расходов, или, как его называют, «мирный дивиденд», произойдет тогда, когда международные отношения вернутся хотя бы к доковидной норме, добавил он.

По итогам 2021 г. Россия занимала 13-е место в рейтинге Международного бюджетного партнерства по бюджетной открытости, обойдя такие страны, как США, Канада, Франция и Германия, напомнил Климанов. Отчетность по российскому бюджету всегда была крайне доступной для потенциального потребителя, но сейчас увеличивается не только доля секретных статей, но и уменьшается бюджетная открытость как таковая, отметил он. В результате становится гораздо меньше возможностей для более просчитанных решений, в принятии которых могли бы участвовать эксперты, лоббистские группы, заметил эксперт. В то же время увеличения закрытых расходов в дальнейшем Климанов не ожидает: сейчас это происходит в связи с текущим моментом и задачами развития страны. Всплески закрытых расходов бюджета – это не беспрецедентная ситуация для России, то же самое, например, наблюдалось несколько лет назад, когда проходило полномасштабное перевооружение российской армии, добавил эксперт.