В ЕС растет недовольство антиинфляционным законом Джо Байдена

Потому что он стимулирует бегство бизнеса из Европы в Америку
По данным Politico, еще в конце октября канцлер ФРГ Олаф Шольц и Макрон признали принятие закона проявлением «нечестной конкуренции» со стороны США/ Lisi Niesner / Reuters

Руководители стран ЕС выражают открытое недовольство законом США о стимулировании экономики, подписанным президентом США Джо Байденом в августе. Этот закон был назван антиинфляционным, но фактически призван помочь американской промышленности. На 5 декабря намечено заседание Совета по торговле и технологиям ЕС – США, где европейцы хотят обсудить с американцами проблемы, вызванные этим законом. Этот акт предоставляет производителям, инвестирующим в США, значительные налоговые льготы и субсидии в ситуации, когда цены на энергоносители и так делают перенос производства в Америку привлекательным. По данным Bloomberg, европейцы надеются прийти к компромиссу. «Вопросы и опасения ЕС в связи с законом США о снижении инфляции обсуждаются в рабочей группе ЕС и США с целью поиска взаимовыгодных решений», – сообщили «Ведомостям» в правительстве Германии.

Ярче всего недовольство выражает Франция. Министр финансов страны Брюно Ле Мэр 22 ноября обвинил Вашингтон в проведении промышленной политики «в китайском стиле», т. е. в прямом субсидировании производства. Президент Франции Эмманюэль Макрон собрался в ходе предстоящего визита в США обсудить этот закон и призвал французский бизнес не поддаваться его соблазну.

По данным Politico, еще в конце октября канцлер ФРГ Олаф Шольц и Макрон признали принятие закона проявлением «нечестной конкуренции» со стороны США. В то же время, по данным Bloomberg, немецкие власти опасаются подобной торговой войны и призывают европейских соседей не обострять отношения с США, а наращивать субсидии своим производителям.

Жесткая позиция Франции обусловлена длительным опытом экономических конфликтов с США и американским бизнесом, применяющим практики неценовой конкуренции и инструментов экстерриториальных санкций, говорит завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Германия же не хочет обострять отношения с США, поскольку правительство Шольца и так находится под постоянным давлением со стороны американцев по вопросам, связанным с Украиной, говорит научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Артем Соколов.

Закон о снижении инфляции был подписан Джо Байденом 16 августа. Согласно акту, на поддержку экологически чистых производств в США и климатические программы американские власти могут направить $369 млрд.

После принятия закона о планах расширять производство в США заявили Volkswagen, датский производитель ювелирной продукции Pandorа и нидерландский производитель удобрений OCI NV, сообщала The Wall Street Journal в конце сентября. Люксембургская Arcelor Mittal SA, вторая крупнейшая в мире по объемам производства стали компания, сообщала, что собирается сокращать производство на своих немецких фабриках.

Представитель Pandora подтвердил «Ведомостям», что компания выкупила 32 американских магазина у своих партнеров по франшизе. Также планы направлять 15% всех своих инвестиций (всего 25,6 млрд евро) в Северную Америку подтвердил немецкий химический концерн BASF. Но обе компании утверждают, что у них нет планов по снижению своего присутствия в Европе.

Volkswagen в конце октября начал производство электрических кроссоверов Volkswagen ID.4 на своей американской фабрике в Чаттануге, штат Теннесси. Этот шаг позволяет пользоваться налоговым кредитом, который, согласно закону о снижении инфляции, распространяется только на электромобили, произведенные в США. В связи с этим компания сможет сокращать цену автомобилей для потребителей на $7500 от общей суммы покупки.

В Европе подобных американским стимулов для промышленников почти нет, так как государства ЕС обладают ограниченными ресурсами, говорит аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Если раньше США действовали по принципу льгот для компаний зеленой энергетики, то теперь прямо субсидируют энергетику, производство электромобилей, полупроводников и т. д., указывает Кочетков.

В антиинфляционном законе есть существенные признаки нарушения дисциплины ВТО, которые касаются прежде всего субсидий. Американцы повышают свою конкурентоспособность по отношению к европейцам некорректными методами, поэтому озабоченность ЕС понятна, говорит заведующий кафедрой торговой политики НИУ ВШЭ Максим Медведков. Проблема еще и в том, что механизм разрешения споров в ВТО из-за США полностью не работает – функционирование органа по разрешению споров заморожено, отмечает Медведков. Американская промышленная политика задевает интересы не только ЕС, но и Китая, продолжает эксперт. Но непонятно, насколько геополитическая ситуация позволит европейцам начать судиться с США в ВТО – евроатлантическая солидарность может перевесить экономические соображения, говорит Медведков.

Налоговые и энергетические преимущества, предлагаемые законом, противоречат основным принципам ВТО, согласен советник президента ЦСР Евгений Тоневицкий. Они создают избыточные преференции американским производителям, когда европейская промышленность переживает серьезнейшую нагрузку из-за высоких цен на энергоносители. А споры в рамках ВТО могут затягиваться на долгие годы, уверен Тоневицкий.

Стремление к переносу производств за рубеж влияет на глобальные компании на протяжении последних шести лет, говорит директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Компании принимают решения о переезде, исходя скорее из страновых рисков, чем из стремления к расширению производства, считает он. Торговая война Китая с США, пандемия COVID-19, напряженность вокруг Тайваня и рост цен на энергоресурсы только ускорили эти процессы, отмечает эксперт.

Значительное влияние оказывает и экономическая политика: в крупных странах сейчас действуют активные протекционистские программы – Made in China 2025 или тарифная политика США времен Дональда Трампа, добавляет Куликов. В Европе протекционистский эффект до недавнего времени имели новые экологические политики, антидемпинговые законы и ограничение прямых инвестиций в ключевых отраслях, а тарифных барьеров было мало, говорит эксперт. Не исключено, что сейчас в ЕС будет расширен список отраслей и товаров, для которых применяются нетарифные ограничения, но могут повысить и импортные тарифы, полагает Куликов.

По-настоящему эффективным и быстрым решением для ЕС видятся только введение налоговых послаблений и субсидий для компаний, которые были бы симметричны американским, уверен Тоневицкий.