Эксперты скептически оценили замедление инфляции в Турции

Цены пока далеки от стабилизации
Инфляция в Турции начала резко ускоряться с ноября прошлого года на фоне падения курса лиры и роста цен на энергоносители / Umit Bektas / Reuters

Инфляция в Турции в ноябре замедлилась – до 84,39% в годовом выражении по сравнению с 85,51% в октябре, сообщил 5 декабря Институт статистики страны Turkstat. Это произошло впервые за полтора года. Последний раз цены в Турции снижались весной 2021 г. – с 17,14% в апреле до 16,59% в мае.

Наибольший годовой рост индекса потребительских цен (ИПЦ) в ноябре зафиксирован в транспортных услугах – на 107% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продовольствии и безалкогольных напитках – на 102,5%, а также мебели и фурнитуре – на 92,8%.

За месяц потребительские цены в стране выросли на 2,8%. По сравнению с октябрем больше всего подорожали продукты питания – на 5,75%, алкогольные напитки и табак – на 3,19%, аренда жилья и обед в ресторане – на 3,18%. Цены на одежду и обувь за ноябрь снизились на 1,42%.

Инфляция в Турции начала резко ускоряться с ноября прошлого года на фоне падения курса лиры и роста цен на энергоносители. Еще в прошлом декабре цены выросли на 36,08% в годовом выражении. В первые месяцы 2022 г. темпы инфляции разгонялись: в январе ИПЦ составлял 48,69%, в феврале – 54,44%, в марте – 61,14%. К маю инфляция уже достигла 73,5%, а в августе превысила отметку в 80%. В октябре ИПЦ достигал 85,51%, что стало рекордным показателем с июня 1998 г. Несмотря на это, турецкий Центробанк продолжил понижать ключевую ставку, опустив ее до 10,5%. В ноябре ставка уменьшилась до 9%.

Такая динамика цен в Турции – следствие политики ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Вопреки общепринятому мнению, он полагает, что высокая ключевая ставка ускоряет инфляцию, а не замедляет ее. Именно поэтому ЦБ Турции проводит сверхмягкую денежно-кредитную политику (ДКП).

Есть ли тренд

Снижение годовой инфляции в Турции чуть больше, чем на 1 п. п., пока можно оценивать как ничтожное, сказал аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. О серьезном тренде можно будет говорить, когда оно составит хотя бы 5% ежемесячно, считает он. При этом в турецкой экономике действительно наблюдаются положительные тенденции и возможности роста – например, увеличение товарооборота как с Россией, так и с ЕС, добавляет эксперт.

Замедление инфляции в Турции в большей степени связано с эффектом базы прошлого года – именно в ноябре 2021 г. в стране началось резкое ускорение как потребительских цен, так и расценок производителей, уверен эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. Тренд на снижение роста цен, вероятно, сохранится за счет высокой базы и замедления экономической активности, полагает он.

Турция остается крупным импортером сырья и существенно зависит от динамики мировых цен на нефть, отмечает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. При высоком торговом дефиците и неизменности монетарной политики единственный вероятный сценарий существенного замедления инфляции – резкое падение мировых цен на углеводороды, полагает он. В случае скачка цен на нефть ситуация может, наоборот, ухудшиться, считает эксперт.

Высокий уровень безработицы в Турции (только в сентябре он составил 10,1%) и, как следствие, сокращение потребления населения могут стать причиной падения рыночного спроса, считает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова. Это окажет сдерживающее влияние на динамику цен. К стабилизации лиры может привести и релокация европейских и российских производств в Турцию – здесь можно говорить о своеобразном «энергетическом туризме» на фоне высоких тарифов в ЕС этой зимой, добавляет Кочетков.

Основной проинфляционный риск для Турции заключается в резком снижении курса лиры на фоне укрепления валют развитых стран из-за роста процентных ставок, считает Сафонов.

Действия турецкого ЦБ

ДКП турецкого Центробанка явно не способствует решению проблемы аномально высокой инфляции, уверен Копейкин. Небольшое замедление в ноябре было обусловлено снижением цен на одежду и некоторые виды бытовых товаров, а также на транспортные услуги и ряд продовольственных товаров – например, на яйца и сахар, отмечает он.

Снижение ключевой ставки при повышенном инфляционном фоне идет вразрез с общепринятыми подходами к ДКП – в результате инвесторы теряют доверие к национальной валюте (снижаются депозиты в лире), инвестиции и реальная покупательная способность доходов населения сокращаются, отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Михаил Николаев. Это негативно отражается на всей экономике, подчеркивает эксперт.

Действия ЦБ Турции, уже давно отклонившегося от стратегии инфляционного таргетирования (официальная цель по инфляции в стране – 5%), оказывают лишь символическое влияние на динамику цен, считает Сафонов. Наоборот, политику ЦБ сегодня скорее можно рассматривать как вклад в разгон инфляции, а не наоборот, констатирует Воронкова.

Нетрадиционная ДКП компенсируется валютными и бюджетными инструментами, отмечает Николаев. Турецкий Центробанк из-за фактического отсутствия резервов вынужден их занимать у банков или по своп-линиям в других центральных банках (такие соглашения есть с Катаром, Саудовской Аравией, Китаем, Южной Кореей), поясняет эксперт. Правительство, со своей стороны, ввело депозиты в лире с госгарантией из бюджета, добавляет он. Таким образом, искусственно купируется отток с депозитов в национальной валюте, но формируются бюджетные риски, указывает Николаев. Стабилизационный эффект оказало и перечисление Россией аванса для строительства АЭС в Турции в размере $5 млрд, напоминает он. Из-за ограниченного внутреннего рынка страна в целом зависит от внешних инвесторов, резюмирует эксперт.

Значение для России

Для России как импортера замедление инфляции может привести к тому, что цены на турецкие товары будут ниже, чем у других поставщиков, указывает Копейкин. По его словам, это может сдерживать динамику цен на некоторые товары в России – например, на фрукты. Но экономика Турции сильно долларизована и выигрыш будет лишь временным, ситуация с высокой инфляцией и быстрым снижением курса лиры также не способствует уходу в расчетах от доллара, добавляет эксперт.

Турция – популярное для россиян туристическое направление, российские граждане также активно вкладываются в местную недвижимость, поэтому замедление инфляции косвенно повлияет на снижение расходов в этой стране, указывает Воронкова.