Торговый баланс ЕС перестал сокращаться впервые за два года

Новое подорожание энергоносителей может возобновить тренд
Leonhard Foeger / Reuters

Дефицит торгового баланса Евросоюза сократился почти вдвое по итогам IV квартала 2022 г. – до 87 млрд евро после 153 млрд евро в III квартале, следует из данных Евростата. Дефицит внешнеторгового баланса еврозоны рос 14 месяцев подряд. Рекорда он достиг в августе 2022 г. – 64,7 млрд евро за один месяц.

Главной причиной сокращения дефицита в последнем квартале Евростат называет снижение цен на энергоносители в конце прошлого года – в IV квартале номинальный импорт этой продукции сократился на 16% квартал к кварталу. Также значительный вклад внесло сокращение импорта сырья (на 7,1%) и химической продукции (на 6,9%). Общее сокращение импорта ЕС в IV квартале прошлого года составило 7,2% по сравнению с предыдущим кварталом, при этом Евросоюз увеличил экспорт товаров на 1,1%.

В Евростате оценивают, что к IV кварталу 2022 г. номинальный объем импорта энергоносителей из России в ЕС сократился на 16,6 млрд евро в сравнении с I кварталом, в то время как увеличился энергоимпорт из Великобритании (на 1,5 млрд евро), Норвегии (на 3,7 млрд евро) и США (на 5,7 млрд евро).

Последний квартал 2022 г. с точки зрения внешней торговли действительно показал некоторое улучшение на фоне последних двух лет, но о закреплении тренда пока говорить рано, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. С новой структурой европейского импорта энергоносители обходятся Евросоюзу значительно дороже, чем прежде, и поэтому малейшие изменения в ценах на топливо могут заметно смещать дефицит вверх или вниз, отмечает он. В связи с этим наиболее вероятно, что в этом году внешняя торговля ЕС будет оставаться в дефиците, который вполне может снизиться до 40–50 млрд евро в квартал и стабилизироваться на этом уровне на долгое время, полагает эксперт.

Главными последствиями текущего сокращения торгового дефицита ЕС станет некоторое укрепление евро по отношению к доллару, а также замедление инфляции, которое при условии сохранения тренда может замедлиться с текущих 10% до 5–6% в ближайшие месяцы, считает Емельянов.

Некоторое сокращение торгового дефицита при росте экспорта подтверждает осуществимость недавних прогнозов Еврокомиссии о том, что большинство экономик ЕС могут избежать спада в 2023 г., несмотря на недавно вышедшие относительно негативные квартальные данные по ВВП Германии (-0,2% в IV квартале), Финляндии (-0,6%) и Швеции (-0,9%), отмечает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. Тем не менее, несмотря на некоторое снижение, цены на энергоносители в Европе до сих пор остаются довольно высокими. Так, цена газа на хабе TTF в Нидерландах по состоянию на 28 февраля достигла $530 за 1000 куб. м, это минимум с начала ноября. Но даже такое значение почти в 1,5 раза больше рекордной для США цены в $357 за 1000 куб. м, которая была достигнута на торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) в конце августа прошлого года. В связи с этим вряд ли стоит рассчитывать на дальнейшее сокращение торгового дефицита ЕС, тем более что многие участники рынка уверены, что цены на нефть и сжиженный природный газ будут расти в течение 2023 г. на фоне ожидаемого роста потребления в Китае и ограниченных возможностей по росту предложения, считает Копейкин. В этих условиях наиболее вероятной выглядит крайне умеренная динамика импорта энергоносителей в ЕС – не исключен и сценарий некоторого роста поставок в денежном выражении при сокращении физических объемов поставок, полагает он. Так, последний прогноз МЭА предполагает сокращение потребления газа в Европе в 2023 г. более чем на 3% по сравнению с 2022 г.

Теплая зима в Европе на фоне рекордного роста объемов ветрогенерации стала главной причиной снижения цен на ископаемое топливо, считает Емельянов. На протяжении декабря – января в регионе наблюдались крайне благоприятные погодные условия: так, в начале года в таких европейских странах, как Испания, Франция и Польша, температура воздуха оставалась в районе 20 °C, температурные рекорды фиксировались в Чехии, Нидерландах, Дании, Литве и Латвии. Вместе с этим в связи с сильными ветрами заметно повысились объемы ветрогенерации: в Wind Europe отметили, что 31 декабря, к примеру, ветряные электростанции выработали 33,4% всей генерируемой энергии в Европе. Приход весны, разумеется, еще больше снизит напряжение на энергорынке и в связи с этим сократится дефицит внешней торговли ЕС, добавляет Емельянов.

Чтобы цены вновь достигли экстремальных уровней первого полугодия 2022 г., нужно, чтобы в Европе наступили природные катаклизмы – например, снижение солнечной активности или перемещение воздушных масс из Арктики, считает эксперт. Даже если зима 2023/24 г. будет крайне холодной, но в пределах климатической нормы, европейские страны будут готовы к ней и серьезных кризисных явлений она не принесет, добавляет Емельянов.

Помимо сохраняющихся рисков ускорения роста цен на газ и нефть остается и ряд других факторов, препятствующих сокращению торгового дефицита ЕС, указывает Копейкин. Среди них особо острыми представляются риски рецессии в США и расширение американской программы «зеленых субсидий», уже начавшаяся рецессия в Великобритании, многочисленные санкции и логистические ограничения на поставки в РФ и понемногу накапливающиеся взаимные барьеры в торговле с Китаем, считает эксперт. В результате последние декабрьские прогнозы ЕЦБ предусматривают сохранение дефицита по счету текущих операций по 2025 г. включительно, добавляет он.