Власти обсудят с бизнесом режим раскрытия корпоративной информации

Мораторий на публикацию обязательной отчетности истекает 1 июля
Раскрытие корпоративной информации может создать риски для обороноспособности страны, считает крупный бизнес/ Getty Images

Власти и бизнес начали обсуждать продление периода неразглашения корпоративной отчетности, рассказали «Ведомостям» два близких к крупнейшим публичным компаниям источника, а также собеседник, близкий к кабинету министров. Льготный режим, позволивший эмитентам временно снизить прозрачность, был введен весной в составе пакета мер по защите бизнеса от санкций, его срок истекает 1 июля. С точки зрения обмена данными с контрольными ведомствами никаких изменений не произошло.

По словам собеседников, правительство назначило топ-менеджерам компаний встречу 15 мая, куда кроме представителей кабинета министров приглашены кураторы финрынка из Минфина и ЦБ. На совещании планируется обсуждать проблемы возврата к режиму полной прозрачности и возможные изменения в составе данных, обязательных к раскрытию эмитентами. Надлежащая степень открытости регулируется законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», а также постановлением правительства № 400, которое определяет перечень случаев, когда компания вправе не разглашать часть данных.

В феврале финансовое министерство направляло эмитентам запрос с просьбой сформулировать позицию по поводу перехода к полному раскрытию корпоративной отчетности в соответствии с законодательством, а также уточнить, какая обязательная к публикации информация остается для них чувствительной, сообщил «Ведомостям» знакомый с текстом письма собеседник. Как уточнил близкий к правительству источник, далеко не все компании готовы вернуться к режиму полной прозрачности, что аргументируется прежде всего санкционными рисками для бизнеса. Кроме недружественных стран, ограничений со стороны которых уже мало кто опасается, идет процесс выстраивания отношений с бизнесом в нейтральных или дружественных юрисдикциях – никто, в том числе инвесторы, не заинтересован в том, чтобы подставить новых партнеров, добавил он.

Еще один довод – нежелание ассоциироваться с поставками для нужд Минобороны, вывод о чем могут сделать специалисты недружественных государств. Источник в одной из крупных компаний подтвердил «Ведомостям», что такой аргумент действительно актуален. Более того, раскрытие информации может создать риски для обороноспособности страны – это позволит по крайней мере приблизительно прикинуть объемы потребляемого армией металла, топлива и т. д., полагает он.

Льготный режим был нужен для снижения рисков введения дополнительных ограничительных мер на отдельные компании и отрасли, которые показывают достаточно сильные финансовые и операционные результаты или которые осуществляют специальные поставки для государства, отметил источник в крупной инвесткомпании, знакомый с ходом дискуссии. Особенно это актуально для эмитентов, которые еще не попали под санкции по каким-то причинам, добавил он. В отчетности сырьевых компаний может быть чувствительная информация, касающаяся сотрудничества с государством и выполнения госзаказов, уточнил собеседник.

Хотя обычно в отчетности нет подробной детализации структуры поставок и заказчиков, по некоторым компаниям отдельных отраслей аналитики могут сделать определенные выводы, зная структуру поставок на экспорт и на внутренний рынок, а также объемы потребления на внутреннем рынке в условиях до 2022 г., пояснил он.

По словам всех собеседников «Ведомостей», представители Минфина и ЦБ настаивают на возврате к режиму практически полной прозрачности в соответствии с действующим законодательством. Даже в досанкционной нормативной базе заложено более чем достаточно возможностей для изъятия чувствительной информации, причем масштабы таких изъятий отданы на откуп самим компаниям, пояснил позицию финансовых властей близкий к правительству собеседник. Страна в целом под санкциями, поэтому всем компаниям нужно исходить из того, что в базовом сценарии введение или невведение против них ограничений слабо зависит от объема публикуемой информации, добавил он. По сути, поскольку одобряются все новые санкционные пакеты, рано или поздно весь крупный российский бизнес может в них попасть. Закрытие отчетности не снижает санкционные риски, но при этом сильно ущемляет права инвесторов и акционеров, продолжил он. Кроме того, в условиях непрозрачности бизнесу проще формировать нужное для себя общественное мнение: «можно намекать на свое плачевное состояние и просить об ослаблении налоговой нагрузки и в то же время показывать взрывной рост прибыли», пояснил собеседник.

Для инвесторов информация не закрыта, возражает источник в одной из крупных компаний: акционеры, включая физлиц, имеют возможность ознакомиться с отчетностью под расписку, а с аналитиками проводятся регулярные встречи. «То есть с инвестсообществом коммуникация не нарушена. Речь идет о публикации информации в открытом доступе», – резюмирует он.

Мнение властей

Впрочем, судя по тем позициям, которые регуляторы сформулировали в ответ на запрос «Ведомостей», власти в целом готовы к компромиссу. «Мы полагаем, что возврат к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг будет положительно воспринят инвесторами и в целом будет способствовать развитию рынка и добросовестной конкуренции. В то же время следует учитывать и санкционные риски, которые по-прежнему остаются чувствительными для многих компаний. Необходимо найти баланс интересов», – сказал представитель ЦБ.

Длительное отсутствие информации о ключевых эмитентах затрудняет проведение объективной оценки инвестиционных рисков и принятие обоснованных решений по операциям с финансовыми инструментами, а также снижает уровень доверия и повышает асимметрию информации между участниками рынка, что увеличивает спекулятивную составляющую и волатильность рынка, подчеркнул представитель Минфина. Это может негативно повлиять на объемы инвестиций и уровень котировок, добавил собеседник. Но изначально решение о праве на неразглашение было принято для защиты участников фондового рынка от возможных санкций со стороны недружественных государств, напомнил представитель Минфина. «Поэтому представляется целесообразной выработка правовых подходов, предполагающих повышение прозрачности корпоративных отношений с учетом баланса интересов всех участников рынка», – резюмировал он.

В прошлом году компаниям было предоставлено право не раскрывать фактически любую информацию, публикация которой осуществляется в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, лишь по причине опасений возможного введения санкций – это было мерой экстренного реагирования на внешние вызовы, которая выполнила свою задачу, передал «Ведомостям» первый замминистра экономического развития Илья Торосов через пресс-службу ведомства. В Минэке тоже предлагают бизнесу найти компромисс: по словам Торосова, целесообразно, с одной стороны, устранить формальный подход к закрытию информации эмитентами и повысить прозрачность, с другой – учесть санкционную составляющую. «Для этого необходимо скорректировать и соотнести перечень закрываемой информации с основаниями для ее закрытия», – предложил первый замминистра.

Как компании раскрывают отчетности

По закону о рынке ценных бумаг публичные акционерные общества (ПАО), входящие в группу, бумаги которой к тому же торгуются на бирже, обязаны раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Годовую компании должны публиковать не позднее 120 дней (четырех месяцев) после окончания отчетного года.

14 из 37 компаний индекса Мосбиржи вообще не раскрывали свою отчетность по МСФО за 2022 г. – ни промежуточную, ни годовую. Среди них преимущественно компании из добывающего и сырьевого секторов – «Северсталь», «Газпром», «Алроса», ММК, НЛМК, «Новатэк», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Аэрофлот», «Интер РАО» (нет даже за 2021 г.), ПИК и «Ростелеком». Часть из этих компаний раскрыли годовые или квартальные показатели по РСБУ – «Газпром», «Интер РАО», «Новатэк» и «Лукойл». «Роснефть» и «Татнефть» пока единственные нефтяные компании, обнародовавшие финансовые результаты за весь 2022 год по МСФО. Хотя первая отчиталась в усеченном варианте – в формате пресс-релиза. Металлурги – «Северсталь», НЛМК, ММК – публиковали только свои операционные результаты на протяжении 2022 г.

Промежуточные и годовые отчетности по МСФО, как и в 2021 г., продолжили публиковать 13 компаний – «Норникель», Polymetal, «АФК Система», «Русал», «Русагро», En+, Х5 Group, Fix Price, Globaltrans, Ozon, VK, МТС и «Яндекс».

В 2022 г. свои финансовые результаты не публиковали банки – запретил ЦБ. Некоторые (например, «Тинькофф» и Сбербанк) начали раскрывать отдельные показатели в релизах в конце года. Но после того как ЦБ разрешил банкам публикацию отдельных сведений, все публичные эмитенты – Сбербанк, ВТБ и TCS Group – уже раскрыли финансовые результаты по МСФО за 2022 г. в усеченном виде.

Часть компаний сначала прекратили публикацию квартальной отчетности по МСФО – «Фосагро», «АФК Система» (не публиковала за III квартал), – но затем возобновили ее. «Магнит» опубликовал только данные по МСФО за первое полугодие 2022 г. и за девять месяцев – по РСБУ.

«Ведомости» направили запросы представителям упомянутых компаний. В «Сургутнефтегазе» отказались от комментариев. Представитель «Норникеля» напомнил, что группа сохраняет прежний режим открытости. Остальные не ответили на вопросы.

Нужен компромисс

Рост прозрачности деятельности различных компаний является позитивным моментом, поскольку снижает информационную асимметрию и повышает доверие участников экономики друг к другу, однако необходимо соблюдение баланса, в частности недопущение роста санкционных рисков для компаний, которые будут публиковать результаты деятельности, уверен управляющий директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.

Продолжение торгов ценными бумагами без доступа инвесторов к финансовой отчетности – это «удивительный факт, который, вероятно, в будущем войдет в учебники по финансам», пошутил управляющий партнер Kept Антон Усов. Но в условиях беспрецедентных экономических санкций готового рецепта действий нет, согласился он. Эмитенты должны быть вправе выбирать, раскрывать отчетность или пользоваться исключениями, взвешивая свои риски, добавил он.

В текущей ситуации существенной геополитической напряженности для части компаний из отдельных секторов или с госучастием может быть целесообразно сохранение права на нераскрытие отчетности. Также это в существенной степени касается компаний нефтегазового сектора, для которых в рамках принятых санкций были введены ограничения по ценам поставок, добавил он.

Российские рейтинговые агентства обладают возможностью знакомиться с непубличной отчетностью, напомнил старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов. Отсутствие публичной отчетности, конечно, существенно снижает прозрачность эмитентов для инвесторов, но нельзя сказать, что сообщество находится в информационной изоляции, – как минимум существуют оценки рейтинговых агентств, добавил он.

В нотах к отчетности по МСФО содержится довольно большое количество информации о результатах деятельности компании, в частности можно найти сведения о собственниках, структуре группы, информацию по основным активам и инвестициям, денежным средствам и обязательствам и много другой информации, которая в текущих условиях может быть чувствительна к раскрытию компаниями, отметила управляющий директор по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева. Помимо этого крупные эмитенты ранее на своих сайтах публиковали годовые отчеты, вели специальные разделы для инвесторов, в которых развернуто описывали свою финансово-хозяйственную и операционную деятельность. Вероятно, чтобы не привлекать к этому дополнительного внимания и минимизировать введение санкций, правительство и разрешило в прошлом году ограничить публикацию корпоративной информации, пояснила она. В текущих обстоятельствах важно найти баланс: нельзя продолжать дальнейшее ограничение раскрытия, поскольку это существенно ухудшает положение прежде всего миноритариев, которым крайне сложно принимать инвестиционные решения, подчеркнула она.