ЕЦБ девятый раз подряд поднял ключевую ставку

Аналитики допускают дальнейший ее рост до 5%
Промышленная активность будет оставаться подавленной из-за слабого внешнего спроса, указала Лагард/ DANIEL ROLAND / AFP

По итогам заседания 27 июля Европейский центральный банк (ЕЦБ) повысил на 0,25 п. п. все три ставки: ключевую – с 4 до 4,25%, маржинальную – с 4,25 до 4,5%, депозитную – с 3,5 до 3,75%, следует из пресс-релиза регулятора. Это стало девятым увеличением подряд, ключевая ставка достигла максимумов финансового кризиса 2008 г.

«Развитие ситуации с нашей прошлой встречи поддерживают ожидания, что инфляция будет сокращаться дальше до конца года, но останется выше цели [в 2%] на протяжении длительного времени», – заявила председатель ЕЦБ Кристин Лагард на пресс-конференции по итогам заседания. Она отметила, что, хотя европейские страны преодолели энергетический кризис, цены на топливо могут создать ощутимое ценовое давление в дальнейшем. Инфляционная угроза может реализоваться со стороны продовольственных рынков в связи с приостановкой зерновой сделки, подчеркнула Лагард.

ЕЦБ ожидает значительного замедления экономического роста еврозоны в связи со снижением внутреннего потребительского спроса, ужесточающимися финансовыми условиями и сохраняющейся инфляцией. Промышленная активность будет оставаться подавленной из-за слабого внешнего спроса, указала Лагард. «Инвестиции в недвижимость и бизнес также демонстрируют признаки слабости. Сектор услуг сохраняет устойчивость, особенно в сферах с интенсивным взаимодействием [с конечными потребителями], таких как туризм», – указала она. Глава регулятора отметила, что рынок труда остается перегретым (больше всего новых вакансий создается в секторе услуг), но в ближайшие месяцы реализуются тренды на замедление, особенно в промышленности.

Решение ЕЦБ повысить все три ключевые ставки на 25 б. п. на этом заседании было ожидаемо рынком, указывает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Это связано со все еще высокими значениями инфляции в еврозоне, особенно базовой инфляции, которая даже увеличилась в июне до 5,5% и близка к рекордному значению, зафиксированному в марте этого года, поясняет она.

Решение регулятора связано с тем, что приоритет – борьба с инфляцией, которая видится бо́льшим злом, чем рецессия, указывает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Как и ФРС, ЕЦБ не дал однозначного сигнала о дальнейшем развитии ДКП, но, так как инфляция продолжает оставаться существенно выше таргета, ставка, скорее всего, будет повышена до 4,5–4,75%, полагает он. Повышение ставки, а также низкий внутренний спрос способны замедлить рост цен, но логистические проблемы и более дорогие энергоресурсы, вероятно, будут удерживать инфляцию выше 2% на протяжении ближайших нескольких лет, добавляет Суверов.

Отсутствие сигнала в заявлении тоже было ожидаемо, так как неопределенность высока, считает Беленькая. С одной стороны, базовая инфляция снижается медленнее, чем в США, и реальные процентные ставки ЕЦБ пока отрицательны, отмечает эксперт. С другой – оперативные индикаторы указывают на ухудшение экономической динамики, индексы деловой активности второй месяц в зоне спада, особенно негативна ситуация в промышленном секторе, добавляет она. Банки продолжают ужесточать условия кредитования и спрос на кредиты резко замедлился, это также оказывает давление на спрос, говорит эксперт. Если инфляция продолжит замедляться, а прогнозы экономической активности еврозоны станут хуже, ЕЦБ может сделать паузу в ужесточении ДКП в сентябре, но оно может возобновиться позже, допускает Беленькая.

ЕЦБ отвечает на инфляцию с бо́льшим опозданием, чем ФРС, и ставку будет повышать, вероятно, дольше по времени, считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. Вероятно, она достигнет 5% до конца года, полагает эксперт. Укрепление евро способствовало бы замедлению инфляции, но для этого нужно вернуть в еврозону ушедшие в 2022 г. производства, добавляет он.

К таргету инфляция (2%) вернется не ранее 2025 г., отмечает Беленькая. Стоимость энергоресурсов сейчас существенно ниже, чем в прошлом году, и это способствует замедлению инфляции, хотя цены на услуги пока заметно растут, указывает она. Увеличиваются и зарплаты – работники требуют этого, чтобы доходы догнали инфляцию, и в условиях низкой безработицы компаниям приходится идти на уступки, добавляет Беленькая.