Правительство презентовало депутатам проект бюджета «с огромным импульсом»

В реальном выражении расходы растут не так заметно
Жить по средствам и не ходить с протянутой рукой – формула министра финансов Антона Силуанова (в центре на фото) из прошлого года. Сейчас в тренде другое – «огромный бюджетный импульс», о чем министр и доложил на презентации ­документа в Госдуме/ Пресс-служба Госдумы

Правительство впервые официально представило в Госдуме проект федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. На заседании профильного комитета документ презентовал министр финансов Антон Силуанов. Нынешний проект бюджета сам министр ранее описывал как «действительно непростой», но звучали и более экспрессивные оценки. В частности, председатель партии «Единая Россия», зампред Совбеза Дмитрий Медведев характеризовал его как «крайне напряженный».

Силуанов напомнил участникам заседания комитета по бюджету, что объем трат в 2024 г. составит 36,6 трлн руб., тогда как в текущем году он оценивается в 30 трлн руб. «Бюджетный импульс огромный», – заявил министр.

Одним из главных приоритетов бюджета он назвал обеспечение нужд армии и безопасности страны – расходы на покрытие потребностей силовых ведомств достигнут максимума за последние годы. Но Силуанов подчеркнул, что, несмотря на рост трат на оборону, основным направлением бюджетных расходов остается выполнение всех социальных обязательств. Он напомнил, что эта статья расходов была скорректирована в большую сторону по сравнению с текущим бюджетом.

Министр подчеркнул, что о «военном бюджете» речи не идет – расходы на укрепление обороноспособности страны увеличены, но приоритет отдается социальным вопросам. По словам главы Минфина, военные расходы составят 29% от общих бюджетных трат, а социальные – 30,5%.

Другие приоритеты нового бюджета – технологическая безопасность и развитие регионов, в том числе новых. В 2024 г. и последующих годах они уже полностью интегрируются в бюджетную систему России, рассказал Силуанов. Он также отметил, что в проекте на 2024–2026 гг. в необходимом объеме учтены ресурсы на реализацию национальных проектов – около 3 трлн руб.

На том же заседании думского комитета и. о. председателя Счетной палаты Галина Изотова презентовала заключение ведомства на проект бюджета. Принципиальных замечаний, таких, которые, по ее словам, могут «помешать принять бюджет в первом чтении», у контрольного органа нет. Изотова обратила внимание на быстрый рост государственного долга России – к 2026 г. он увеличится на 37%. Расходы на его обслуживание в результате такой динамики тоже будут «достаточно большими» – 3,3 трлн руб. в 2026 г. Счетную палату беспокоит и рост закредитованности регионов – госдолг субъектов увеличился на 320 млрд руб. и с учетом сокращения трансфертов из федерального бюджета продолжит расти. Изотова также отметила, что российская экономика сейчас сталкивается с высоким уровнем неопределенности и Минфину важно учитывать широкий спектр рисков.

Деньги есть

Силуанов напомнил, что со следующего года Минфин вернется к традиционному бюджетному правилу, исходя из цены на нефть, цена отсечения составит $60 за баррель. По словам министра, при такой стоимости нефти государство сможет профинансировать все свои обязательства без обращения к средствам фонда национального благосостояния (ФНБ) и даже увеличить накопления.

Если прогнозные макроэкономические показатели, заложенные в проект бюджета, оправдаются, к концу 2026 г. объем ФНБ составит 3,5% ВВП без учета вложений в инфраструктурные проекты и других инвестиций из ФНБ, спрогнозировал министр. Такой результат он оценил как «неплохой». В 2025 г. России удастся выйти на первичный баланс бюджета – т. е. доходы будут равны расходам без учета трат на обслуживание долга.

В 2024 г. правительство рассчитывает на беспрецедентный рост доходов – на 22% до 35 трлн руб. Доходы бюджета планируют увеличить за счет роста поступлений от налога на прибыль, НДС и НДФЛ, рассказал Силуанов. По его словам, федеральной налоговой и таможенной службам «дали дополнительное задание по мобилизации налогов, в первую очередь косвенных. Кроме того, теперь правительство «более жестко» подходит к налогообложению нефтяной отрасли – до 2026 г. Минфин будет поступательно снижать дисконт цены на нефть для расчета налогов.

При этом из заключения Счетной палаты следует, что аудиторы видят риски недостижения уровня цены основного экспортного сорта нефти Urals в $60 за баррель. «Только за последние 10 лет среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» опускалась ниже 60 долларов США за баррель в 2015–2017 гг. и в 2020 г. на фоне кризисов», – указано в документе. Представители ведомства также напоминают, что с 2014 по 2023 г. средняя цена на российскую нефть составляла всего $63,1 за баррель.

Стимул для экономики

Важно помнить, что исполнение бюджета в 2022–2023 гг. отличалось от изначальных проектировок в сторону увеличения расходов, отметил автор Telegram-канала «Твердые цифры», экономист Родион Латыпов. Итоговые расходы бюджета в 2022 г. превысили утвержденные законом более чем на 7 трлн руб., а траты в текущем году составят уже 31,7 трлн вместо обозначенных в действующем законе 29,1 трлн руб. Но и доходы также увеличивались более высокими, чем прогнозировалось, темпами. Не исключено, что в 2024 г. траты окажутся больше обозначенных 36,6 трлн руб., полагает Латыпов.

Впрочем, несмотря на резкий рост расходов бюджета в номинальном выражении, в реальном по ряду направлений они практически не изменились. На это обращал внимание автор Telegram-канала Spydell finance Павел Рябов. В 2018–2021 гг. расходы на экономику и инфраструктуру росли опережающими инфляцию темпами, что было одним из главных триггеров, способствующих выходу экономики из затяжного кризиса 2015–2017 гг., отмечал Рябов. Но начиная с 2022 г. и, судя по проекту бюджета, по 2024 г. траты на эти направления фактически стагнируют.

Номинальный рост расходов – недостоверный индикатор бюджетного импульса, согласился главный экономист по России и СНГ Bloomberg Economics Александр Исаков. Он не учитывает ни изменения цен, ни суммы расходов относительно размеров экономики, ни того, насколько траты соответствуют состоянию частного сектора.

Более надежными индикаторами являются структурный первичный баланс бюджета и бюджетный импульс, который в упрощенном виде считается как ускорение расходов бюджета относительно ВВП, отметил эксперт. По оценкам Минфина, структурный дефицит бюджета снизится в 2024 г. до 0,9% ВВП с 1,6% в 2023 г. По мнению Исакова, это свидетельствует, что бюджетный импульс будет фактически отрицательным.

Даже если существенно расти будут только расходы на оборону, это в любом случае окажет стимулирующее воздействие на экономику, полагает аналитик «БКС форекса» Анатолий Трифонов. Дело в том, что такая динамика предполагает увеличение выпуска военных отраслей, рост зарплат и занятости в оборонном секторе, рост потребления со стороны занятых в нем граждан. Мультипликационный эффект на экономический рост от таких расходов ниже, но он есть, подытожил эксперт.

Латыпов добавляет, что бюджетный импульс не ограничивается приростом расходов только федерального бюджета. Согласно представленному Минфином проекту, выше инфляции будут расти расходы консолидированных бюджетов субъектов и траты соцфонда. Кроме того, к бюджетному стимулированию относятся не только прямые расходы, но и, например, выпадающие доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами, – в бюджете предусмотрен их рост на 7,5%.