Госдума приняла «напряженный бюджет» в первом чтении

Помешать реализации планов может крепкий рубль и более высокие процентные ставки, считают эксперты
Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Проект федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025–2026 гг. принят Госдумой в первом чтении. Большинство депутатов (320 человек, или 71% всех участников голосования) проголосовали «за». Министр финансов Антон Силуанов, представляя его депутатам в ходе пленарного заседания, вновь подтвердил три приоритета, которые отражены в главном финансовом документе страны: обеспечение обороны и безопасности, выполнение всех социальных обязательств, обеспечение технологической независимости. Силуанов отметил, что текущий проект бюджета – «сложнейший документ», работа над которым велась с мая. Правительство внесло бюджет на 15 дней позже, чем это предусмотрено законом, отметил глава комитета по бюджету Андрей Макаров.

Министр финансов охарактеризовал бюджет как «напряженный» и отметил, что расходы казны увеличиваются в следующем году вдвое по сравнению с 2019 г. Правительство планирует в 2024 г. рост расходов бюджета на 22% по сравнению с этим годом до 36,6 трлн руб., доходов – на 29% до 35 трлн руб. Как отмечал ранее Силуанов, бюджетный импульс «огромный». В 2025 г. поступления казны составят 33,5 трлн руб., в 2026 г. – 34 трлн руб., траты планируются на уровне 34,4 трлн и 35,6 трлн руб. соответственно. Ближайшие три года бюджет будет дефицитным: в 2024 г. дефицит составит 1,6 трлн руб., в 2025 г. – 900 млрд руб., в 2026 г. – 1,5 трлн руб. Для его покрытия правительство планирует использовать средства ФНБ в размере 1,3 трлн руб. в 2024 г., а также наращивать госзаимствования. Госдолг будет расти примерно на 4 трлн руб. в год и к 2026 г. составит 40 трлн руб. (19,8% ВВП).

По словам Силуанова, траты растут, чтобы обеспечить нужды обороны. По сравнению с 2021 г. произошло удвоение трат бюджета на это направление – до 11 трлн руб., указал министр. На социальные расходы планируется направить более 11 трлн руб., добавил он, в бюджете учтены средства на пенсионное обеспечение, опережающий рост МРОТа (его проиндексируют на 18% со следующего года), индексацию социальных выплат и маткапитала, а также на увеличение зарплат бюджетников.

Прогноз в основе бюджета

Бюджет сформирован исходя из цены на нефть Brent $85/барр. в 2024 г. (средняя экспортная цена на российскую нефть в 2023 г. составит $71,3/барр.) и курса 90,1 руб./$. Согласно прогнозу Минэкономразвития, ВВП России в следующем году вырастет на 2,3%, инфляция снизится до 4,5% к концу 2024 г. с 7,5% по итогам этого года.

Министр финансов отметил, что для достижения технологического суверенитета необходимо наращивать собственное производство. С этой целью из федерального бюджета выделят более 120 млрд руб. на развитие станкостроения, 64 млрд руб. на развитие выпуска беспилотных систем, более 1 трлн руб. каждый год будет направляться на дорожное строительство. Кроме того, планируется увеличение трат на строительство коммунальной инфраструктуры (с 12 млрд руб. в 2024 г. до 150 млрд в 2025–2026 гг.).

Откуда деньги

На протяжении трехлетки дефицит бюджета не превысит 1% ВВП, заверил Силуанов. «Откуда деньги? Мы учли необходимые меры по мобилизации доходной базы, заложены дополнительные поступления от улучшения администрирования косвенных налогов», – указал министр. Минфин предусмотрел дальнейшие шаги по донастройке налогообложения нефтегазового сектора. Кроме того, правительство ввело в целях смягчения курсовых колебаний прогрессивные экспортные пошлины, отметил министр финансов: с одной стороны, это контроль за ценами, с другой – ресурс пополнения федерального бюджета. Учтены дополнительные поступления по акцизам на табак и винодельческую продукцию, а также индексация ставок утильсбора, указал Силуанов.

Значительное увеличение доходов казны заставило парламент сомневаться в достижимости этого показателя. «Расчеты, определяющие параметры проекта федерального бюджета, вызывают серьезные сомнения в их реалистичности», – говорится в сводном заключении комитета Госдумы по бюджету и налогам на проект бюджета. В частности, комитет указывает, что в условиях неопределенности дальнейшего развития макроэкономической и геополитической обстановки фактическое поступление доходов федерального бюджета «может значительно отличаться от представленного расчета». Причем эти опасения касаются как нефтегазовых доходов, так и ненефтегазовых, следует из документа. Нефтегазовые доходы на 2024 г. прогнозируются в размере 11,504 трлн руб., ненефтегазовые – 23,522 трлн руб.

Главными внешними рисками для экономики комитет по бюджету и налогам называет введенные против России санкции, вероятную рецессию мировой экономики и дестабилизацию курса рубля. Внутренние риски связаны прежде всего с дефицитом кадров на рынке труда, который может негативно отразиться на прогнозе промышленного роста, заложенном в бюджет.

Бюджет сформирован в условиях трансформации экономики с учетом стоящих перед Россией вызовов, подчеркнула и. о. председателя Счетной палаты Галина Изотова в ходе выступления. В целом за три года сумма дополнительных доходов достигнет более 12 трлн руб. за счет разовых поступлений от нефтегазового сектора в объеме 2,2 трлн руб. В следующем году планируется «действительно очень значительное увеличение расходов» по сравнению с 2023 г. – почти на 5 трлн руб., указала Изотова. На реализацию 49 госпрограмм предусмотрено 20,4 трлн руб. с ростом почти на 6% от 2023 г. Самый большой прирост финансирования в 2024 г. – в 1,5 раза – запланирован по программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», отметила она.

Амбициозные расходы

В целом проект бюджета можно назвать амбициозным: он действительно сбалансирован в моменте, но существуют риски сильных изменений, которые потребуют пересмотра параметров в середине будущего года, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Соблюдение параметров бюджета по расходам будет возможно, если не возникнет новых неэкономических причин для их увеличения, но в целом они выглядят реалистично, считает Табах. План по доходам потребует хорошей мировой конъюнктуры и слабого рубля, отмечает эксперт. 

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, напротив, считает, что достичь заявленного в проекте бюджета уровня доходов возможно при существующих курсовых и ценовых показателях, а также с учетом новаций правительства в отношении увеличения и налоговой нагрузки, и отдельных сборов. В проекте бюджета видится некоторое напряжение, считает эксперт. Заявленный правительством рост поступлений за счет увеличения собираемости налогов и улучшения администрирования со стороны ФНС вызывает некоторые опасения, считает Широв.

Представленный Минфином проект бюджета можно назвать сбалансированным: при достаточно высоких расходах найдены источники дополнительных доходов, отмечает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Виктор Тунев. При этом он отмечает, что доходы бюджета были бы значительно ниже, если бы не ослабление курса рубля. 

Основные риски исполнения бюджета традиционно лежат в оценке нефтегазовых налоговых баз, которые влияют на курс рубля, цены и объемы экспорта, уверен директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Заложенный в бюджет прогноз по инфляции и реальной деловой активности умеренно оптимистичен, поэтому в ненефтегазовой части налоговые сборы могут быть переоценены за счет ожидаемого реального прироста налоговых баз на 300–400 млрд руб., отмечает он.

По словам Тунева, помешать реализации бюджета сможет более крепкий курс рубля или более высокие процентные ставки, которые спровоцируют рост процентных расходов и компенсации по льготным кредитам. Табах среди рисков выделяет слишком длинный период высоких процентных ставок, укрепление рубля и снижение доходов за счет экспорта, а также более значительное, чем ожидается, замедление мировой экономики.