Не стоит хоронить глобализацию и предсказывать полную самоизоляцию стран

Странам Евразийского экономического союза предстоит и дальше конкурировать за международные инвестиции

«Опишите прошлое, диагностируйте настоящее, сделайте прогноз на будущее». Во всем мире правительства, компании, предприниматели и граждане в полном соответствии с этой последовательностью, сформулированной Гиппократом, готовятся перейти от первой стадии ответа на пандемию – карантина и сбережения человеческих жизней – к новой фазе – постепенного открытия и выздоровления экономики.

Принятие ответственных решений, минимизирующих риск повторных вспышек вирусной инфекции, возможно, только если опираться на другой постулат основоположника клинической медицины – лечить нужно больного, а не болезнь. Нет универсального рецепта и единой даты выхода предприятий и людей на работу, все решения – для каждой страны, региона, отрасли, бизнеса – индивидуальны.

Но ясна общая закономерность первой помощи в поддержке экономики: во всем мире предпринимаются беспрецедентные в истории шаги по сохранению платежеспособности бизнеса и населения. Рекордное выделение помощи на $3 трлн конгрессом США, фонд Евросоюза на 750 млрд евро, выплаты по $90 в месяц каждому потерявшему работу казахстанцу – это очень краткий список примеров подобных мер.

Из-за пандемии многие страны закрыли свои рынки и возвели протекционистские барьеры, все чаще звучат предсказания конца глобализации. Реалисты понимают, что спасение национальных экономик будет возможно только при сохранении большинства экспортно-импортных производственных и логистических цепочек. Полная локализация поставок товаров и услуг невозможна (и может происходить только за счет потери конкурентоспособности).

Любой кризис – идеальное время для анализа и переосмысления экономической политики, модели поведения бизнеса, переоценки гражданами своего места на рынке труда. Для бизнеса кризис – это вызов повысить эффективность. Сегодня меняются поведенческие модели, модель потребления.

Очевидно, что цифровая экономика и инновационные технологии, в том числе в традиционных отраслях промышленности, уже стали для многих предприятий нужным ответом. Сохранение активности торговых и транспортных компаний, образовательных учреждений стало возможным во многом благодаря нынешнему уровню развития телекоммуникационной отрасли и предлагаемым ею инновационным решениям. Сектор финансовых технологий также получает новые возможности для развития. Цифровая экономика продолжит свой рост. Если бы мир столкнулся с вызовом, подобным сегодняшнему, даже 10–15 лет назад, последствия были бы куда более разрушительными.

Можно возразить, что 15 (а тем более 20 или 30 лет) назад пандемия не смогла бы так стремительно распространиться по всей планете из одной страны. Глобализация, бум международного туризма, более тесные связи между странами и людьми сделали сегодняшнее нашествие вируса столь драматичным.

Но хоронить глобализацию и предсказывать полную самоизоляцию стран, разбивку их исключительно на замкнутые друг на друга экономические блоки, возможно, все-таки не стоит. Пандемия не способна в одночасье уничтожить производственные и логистические цепочки международного товарообмена. По самой пессимистической оценке ВТО, объем международной торговли в нынешнем году может сократиться почти на 32%, вернувшись на уровень 2008 г. Однако согласно этому же прогнозу возможен рост на 24% в 2021. Также ВТО предполагает снижение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до уровня 2005 г. Но этот показатель всегда был подвержен значительным колебаниям. Например, в 2018 г. ПИИ превысили $2 трлн, а в 2019 г. иностранные инвесторы вложили лишь $1,4 трлн.

Возможности привлечения финансирования существуют. И здесь странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предстоит конкурировать за международные инвестиции. Это хороший шанс показать возможности роста, а также убедить инвесторов в надежности вложений и низком уровне рисков. В последние годы в России, Беларуси, Казахстане кроме горнодобывающего сектора росли агропромышленный комплекс, машиностроение, а также информационные технологии, в частности, финтех. Эти сектора могут стать привлекательными для инвестиций как западных компаний, так и Китая и других стран Азии.

Поэтому сейчас, когда мы боремся с последствиями противоэпидемических мер, важно создавать условия для дальнейшего устойчивого роста, новые надежные институты, которые снижали бы риски для инвесторов и стимулировали инвестиции в новые перспективные сектора экономики.

Международный финансовый центр «Астана» служит комфортной площадкой для международных инвесторов, заинтересованных в работе на рынках стран ЕАЭС. Всего за два года к нам пришли более 460 компаний и банков, инвестирующих в регион, развивающих собственные проекты в различных областях или оказывающих услуги другим участникам МФЦА. Среди них такие финансовые компании, как Goldman Sachs, ICBC, CITIC Securities, CITIC Capital и др.

Не забыт и реальный сектор экономики. Действуют новые правила размещения на бирже Astana International Exchange новых горнорудных компаний, создан специальный сегмент их поддержки. В таких странах, как Канада, Австралия, где последние 100 лет активно развивалась горнорудная промышленность, были выработаны принципы доказательства резервов месторождений. Эти австралийские и канадские стандарты (JORC) применяются сейчас в Казахстане.

Нам вполне по плечу эффективное лечение последствий пандемии и, что важнее, создание условий для более надежного и устойчивого развития в будущем, прежде всего за счет внедрения передовых инноваций и радикальной оптимизации имевшихся до пандемии бизнес-процессов. Для каждого бизнеса важна системность и постепенность выхода из карантина («не навреди»). Такая терапия будет благотворной и результативной.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов