Кадровый голод вредит экономике

Ситуация становится критической: уже сейчас пора принимать системные решения

Весь год Росстат фиксировал новые исторические минимумы безработицы – она уверенно опускалась с 3,6% в январе (первый рекорд этого года) до 2,9% в октябре. При этом власти задействуют узкий спектр инструментов для борьбы с дефицитом кадров. Для этого есть по крайней мере две причины: эмоционально-психологическая и управленческо-экономическая.

Первую можно назвать «головокружением от успехов». Пока власти скорее бравируют рекордами. Высокая безработица – это всегда сигнал к принятию быстрых решений, чтобы не допустить социальных волнений, а низкая – красивая цифра, которой можно отчитываться об успешно работающей системе. Например, в июле в ходе совещания президента с правительством министр труда Антон Котяков доложил, что на фоне санкций и ухода иностранных компаний не произошло роста безработицы, который прогнозировали многие эксперты.

Вторая причина – это, с одной стороны, размытая ответственность за принятие решений в этой сфере, с другой – конфликт интересов. У рынка труда сразу несколько регуляторов. Сильнее остальных на него влияют как минимум три ведомства. Минтруд отвечает за регулирование трудовых отношений, Минэк – за насыщение экономики кадрами, МВД – за контроль над миграционными потоками. У всех сторон свои цели, причем часто даже внутри одного ведомства они противоречат друг другу. Как минимум, низкая безработица – это рост зарплат, а значит, выполнение цели повышения доходов населения, увеличение спроса, снижение преступности и т. д.

О рекордно низкой безработице как о важной проблеме говорили, в частности, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и министр экономического развития Максим Решетников. Аномально низкая безработица – это тормоз для экономики, говорил он в конце лета. О нехватке сотрудников в конкретных отраслях высказывались и руководители профильных ведомств. Дефицит рабочих есть в IT-отрасли, обрабатывающей промышленности, в сфере ОПК, строительстве, сельском хозяйстве, образовании.

Резервы для ослабления напряженности в экономике есть, но в то же время меры, которые задействовал Минтруд, пока не пользуются большим спросом. Например, софинансированием переезда квалифицированных сотрудников в другие регионы воспользовалось лишь несколько десятков человек, а переобучение сотрудников для работы на предприятиях ОПК прошли 1300 работников при лимите программы в 12 250 (данные на конец июля).

Сейчас на сравнительно серьезном уровне обсуждаются по крайней мере три группы мер, которые могли бы помочь.

Первая – это вовлечение незадействованных категорий граждан – молодежи, матерей в декрете, пенсионеров. В сумме это может дать как минимум 1 млн человек. По данным Росстата, почти 600 000 человек среди молодежи от 15 до 24 лет числятся безработными (т. е. пытаются трудоустроиться). Еще около 450 000 пенсионеров и предпенсионеров (от 50 лет и старше) ищут, но не могут найти работу.

Меры по трудоустройству молодых специалистов в целом согласованы, но пока они не заработали. Например, в новой редакции закона о занятости предусмотрена финансовая поддержка работодателей, нанимающих молодежь. Не остались без внимания и молодые родители. По поручению президента Владимира Путина правительство подготовило законопроект, который позволит сохранить ежемесячное пособие при досрочном выходе на работу из декретного отпуска. Для предпенсионеров тоже есть ряд льгот – например, бесплатное профобучение, а также защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения.

При этом, например, людей, уже вышедших на пенсию, государство не пытается вернуть на рынок труда. Отсутствие индексации пенсии для работающих пенсионеров может демотивировать их выходить на работу или вынуждает трудоустроиться без оформления. Вернуть индексацию предлагали профсоюзы, но в Минфине с этой идеей не соглашались. В конце октября министр финансов Антон Силуанов сообщил, что из 35 млн пенсионеров трудоустроено чуть больше 7 млн. По словам министра, пенсионеры не идут работать в первую очередь потому, что уровень пенсий с учетом индексаций не соотносится с размером предлагаемых для них зарплат.

Второе направление для решения кадрового вопроса – привлечение трудовых мигрантов. С инициативой упростить их въезд выступал бизнес. В частности, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предлагал выдавать патент вместо разрешения на работу для приезжающих из визовых стран меньше чем на год, а также отменить требования о сдаче языкового экзамена. Любые решения в этой сфере упираются в вопросы безопасности – чиновники, говоря о миграционной политике, упоминают риски правоохранительного характера. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев заявлял, что силовики должны усилить контроль за мигрантами при выдаче им гражданства и разрешений на временное проживание. Взяться всерьез за регулирование этого вопроса все-таки планируется – недавно Путин поручил создать специальный орган по вопросам миграции. Он в отличие от МВД сможет комплексно заниматься адаптацией иностранцев – в экономической, культурной, образовательной и медицинской сферах.

Третья мера, которая может помочь, хотя и в долгосрочной перспективе, – это синхронизация с образовательной системой, а также создание механизма устройства студентов и выпускников вузов. Правительство к следующему году подготовит пятилетний прогноз потребностей в кадрах (на его основе будут рассчитываться в том числе квоты на бюджетные места).

До недавнего времени ситуация в экономике позволяла государству быть пассивным в принятии решений по рынку труда. Но сейчас она начинает становиться критической. Задача государства № 1 – это достижение суверенитета: технологического, финансового, политического. Если обобщать, все это означает стремление к экономической независимости. Без кадров эта задача трудновыполнима. Поэтому последствия затягивания решений могут быть самыми тяжелыми: остановка структурной перестройки, потеря конкурентоспособности, возобновление «экономики бензоколонки».

В советские годы перед экономикой стояли в целом похожие вызовы, в том числе это касалось рынка труда. Но в то время проблемы решались радикально: коллективизацией, принудительным переселением из регионов с избытком кадров в регионы с потребностями в рабочей силе. Вряд ли власти хотят возврата к таким практикам. Чтобы потом не пришлось решать проблему хирургическим путем, нужно уже сейчас принимать системные решения.