Бизнес начал доплачивать сотрудникам за трудоустройство их друзей

Компании перешли к радикальным методам борьбы с дефицитом кадров
Реферальные кампании «Приведи друга» используются в российском бизнесе уже много лет, обычно они закрывают 20–30% найма/ Евгений Разумный / Ведомости

На фоне острого дефицита кадров крупный бизнес стал активнее прибегать к радикальным мерам привлечения новых сотрудников. В частности, некоторые компании освоили практику выплат своим сотрудникам денежных премий за помощь в привлечении персонала. О запуске или существенном улучшении условий таких рекомендательных или реферальных программ «Ведомостям» сообщили на ряде крупных предприятий, среди которых VK, «Яндекс», «Евраз», Трубно-металлургическая компания (ТМК), Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Фосагро», «Русал», «Ростех», «Илим», «Касперский», «Северсталь». Вместе с этим компании рассказали о дополнительных мерах по борьбе с дефицитом кадров, в том числе о коллаборациях с вузами и внутренних образовательных программах. Эксперты говорят, что рекомендательные программы не очень эффективны, при этом за такими акциями могут скрываться попытки компаний переложить на сотрудников свои обязанности.

Ловля кадров

Несколько крупных компаний начали доплачивать сотрудникам за помощь в закрытии вакансий. Например, одна из крупнейших нефтегазовых компаний распространила среди своего персонала анкету на участие в акции «Приведи друга», в рамках которой сотрудникам предлагается пригласить внешнего специалиста «на рабочую профессию» и получить за это 25 000 руб. (документ есть у «Ведомостей», работник этой организации попросил об анонимности). По условиям, акция действует с июня по декабрь 2023 г.

Аналогичные программы недавно запустили еще несколько крупных предприятий. ОАК начала использовать систему привлечения сотрудников «Приведи друга» с сентября. Если друг окажется востребованной специальности, за его трудоустройство можно получить от 2500 до 17 000 руб. (в зависимости от востребованности), сообщил представитель компании. «Яндекс» («Яндекс доставка») присоединился к программе тоже относительно недавно – с ноября текущего года. Теперь курьеры могут пригласить другого человека и получить за это до 6000 руб., уточнил представитель организации.

В ряде компаний такие программы есть уже давно, но до недавних пор не пользовались популярностью: сейчас компании начали улучшать их условия. Внутренняя программа Friends появилась в 2020 г., по ней сотрудники могли получить бонус за рекомендацию друга на вакансию в компании, рассказала директор по привлечению талантов VK Наталия Сычева. А уже в 2022 г. возникла программа внешних рекомендаций, по которой такой бонус могут получить и люди вне компании, добавила Сычева. Она уточнила, что за рекомендацию есть два вида вознаграждения: денежный бонус (зависит от позиции и начинается от 70 000 руб.) и внутренняя валюта, на которую сотрудники могут покупать корпоративный мерч.

«Русал» готовится к перезапуску программы в январе 2024 г., планируя увеличить размер бонуса, пояснил представитель «Ведомостям». «Евраз» также хочет со следующего года расширить реферальную программу, чтобы закрывать около 1000 вакансий в год.

При этом компании, давно знакомые с рекомендательной системой привлечения сотрудников, признают ее действенность.

К примеру, представитель «Касперского» рассказал, что программа действует больше 10 лет и «дает возможность дополнительно мотивировать сотрудников». В ТМК акция тоже существует не один год, пояснила заместитель исполнительного директора корпоративного университета TMK2U Ольга Родькина. И по итогам первого полугодия 2023 г. из рекомендованных в трудоустроенные перешло больше 70% человек, рассказала Родькина. В НЛМК с программой знакомы с конца 2021 г. – для них это прежде всего «инструмент закрытия самых сложных вакансий». С 2021 г. реферальная кадровая программа действует и в «Илиме», рассказала директор по управлению талантами группы «Илим» Светлана Томилова. По ее словам, программа помогла трудоустроить больше 250 человек.

В «Северстали» сотрудник компании в случае успешной рекомендации на одну из дефицитных специальностей может получить 30 000 руб. В «Ростехе» также признались, что у них есть «специальные акции, мотивирующие самих работников привлекать в команду ценных специалистов из ближнего круга», не уточнив подробностей.

При этом «Росатом» не поддерживает подобные мероприятия. Госкорпорация считает, что «в условиях жесточайшей конкуренции за специалистов необходимо не переманивать друг у друга лучшие кадры, а развивать рынок труда, инвестировать в молодежь и образование, а также обучать и развивать собственные кадры».

Вариации на тему

Помимо рекомендательных акций компании используют и другие нестандартные формы привлечения сотрудников. Большинство фирм делают ставку на подрастающее поколение, развивая сотрудничество с учебными заведениями и работая с молодежью.

«Фосагро» применяет модель полного цикла подготовки и сопровождения специалистов, «начиная от школьной скамьи, обучения в колледже, вузе и до трудоустройства в компанию». В «Евразе» также ведется работа с учебными заведениями (школы, средние учебные заведения, вузы). «Касперский» ищет новых сотрудников через программу стажировок для студентов «Академия рекрутмента» – в ее рамках молодых специалистов обучают найму, «что позволило увеличить эффективность работы по поиску талантов». «Полюс» также активизировал работу с высшими и средними учебными заведениями и молодежью, в том числе с помощью производственно-образовательных кластеров.

«Северсталь» обратилась к альтернативным способам привлечения персонала, в частности к рекламным инструментам и инструментам HR-маркетинга. «Илим» с прошлого года развивает кадровую инициативу «Инкубатор», она позволяет действующим сотрудникам получить вторую профессию.

В «Ростехе» при релокации сотрудникам и членам их семьи предоставляется компенсация понесенных затрат на переезд в другие регионы, а также компенсация аренды жилья. А «Русал» применил самый передовой подход и внедряет инструменты искусственного интеллекта, например чат-бот для отслеживания появления новых кандидатов и первичной коммуникации с ними.

Дефицит насущный

Все опрошенные «Ведомостями» игроки говорят об остром дефиците кадров. Причем особую нехватку работников они отмечают в промышленной отрасли среди рабочих и инженеров. «Северсталь» уточняет, что высокий спрос сохраняется на станочников, слесарей, сварщиков, электриков, машинистов кранов. В «Ростехе» называют самыми востребованными специальности токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, контролеров станочных и слесарных работ. В НЛМК не хватает инженеров, работающих с современными технологиями.

Есть нехватка и в IT-сфере, признают в VK. Нужны senior- и middle-специалисты, а также C++ и Golang-разработчики, уточнили в «Касперском». «Росатом» жалуется на нехватку ученых, а «Яндекс» указал на «острый дефицит курьеров» в последние полгода.

Реферальные кампании «Приведи друга» используются в российском бизнесе уже много лет, обычно они закрывают 20–30% найма, рассказывает партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Победить кадровый голод «с помощью такого инструмента найма вряд ли возможно», но в последнее время компании часто повышают суммы, выплачиваемые сотрудникам за приглашение друга, чтобы те почаще приводили на работу своих знакомых, добавляет он. Плохо, когда за реферальной программой скрываются попытки компании заставить руководителей самостоятельно подбирать себе команду в отдел, признает Финкельштейн.

«Реферальные программы – это не панацея для решения проблемы кадрового дефицита, а лишь один из подходов, который в комплексе с другими инструментами может помочь в привлечении в организацию нужных специалистов», – соглашается руководитель группы консультантов Ancor Марина Беспалова. По ее мнению, для поиска узкоквалифицированных специалистов и профессионалов топ-уровня такой подход малоприменим.

Востребованным механизмом является практика наставничества на производстве, отметил гендиректор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. Она позволяет обеспечивать ускоренную адаптацию новых сотрудников к условиям работы на предприятии. В результате для соискателей работа становится более привлекательной за счет предоставляемой возможности быстрого вхождения в корпоративную культуру, предоставления значимой профессиональной и эмоциональной поддержки, считает он.