Как российские розничные компании экономят энергию и ресурсы

Это решает задачи устойчивого развития и повышает эффективность бизнеса
Пресс-служба «Вкусно – и точка»
Пресс-служба «Вкусно – и точка»

Российские розничные компании с большим количеством точек обслуживания уделяют значительное внимание вопросам экономии ресурсов. Так, по данным опубликованного в ноябре 2024 г. ежегодного исследования Национального рейтингового агентства (НРА), отечественные компании потребительского сектора продемонстрировали более высокий уровень зрелости внедрения ESG-практик, чем компании сектора нефинансовых услуг в целом.

Бережное отношение к ресурсам позволяет реализовать сразу две цели, считает старший директор по устойчивому развитию компании «Вкусно – и точка» Ирина Коршунова. «Первая, материальная, очевидна – это экономия, снижение затрат. Вторая лежит в плоскости устойчивого развития и соответствует общим задачам бережного отношения к планете и социальной ответственности», – пояснила она.

Учет энергопотребления в зонах обслуживания клиентов и на производственных площадках – это не только вопрос затрат, но и стратегический фактор устойчивого развития, согласна директор по устойчивому развитию Х5 Group Мария Подкопаева. Помимо сокращения выбросов углекислого газа (CO2) и снижения нагрузки на энергосистему среди ESG-эффектов, она выделила улучшение имиджа компании в глазах потребителей, сотрудников и других стейкхолдеров. «Особенно важно, что все больше клиентов осознанно выбирают ритейлеров с экологичной политикой, которые публично рассказывают о проектах в области управления климатическими рисками», – отметила эксперт.

Для крупных розничных компаний в России учет вопросов экономии тепловой и электрической энергии – важный инструмент как для оптимизации затрат, так и для достижения ESG-целей, говорит вице-президент – начальник управления устойчивого развития ПСБ Екатерина Кузьмина. Инвестиции в энергоэффективные решения приносят измеримый экономический эффект: снижаются операционные расходы, повышается надежность инфраструктуры. Но, помимо экономики, это вклад в климатическую устойчивость и снижение углеродного следа – то, что уже сегодня учитывают международные партнеры, инвесторы и регуляторы. Также устойчивые подходы напрямую влияют на восприятие бренда и доверие со стороны клиентов.

«Внедряя решения в области энергоэффективности, мы стремимся, чтобы они не снижали комфорт для клиентов и сотрудников, – поделился руководитель направления социально-экологической ответственности компании «Лемана ПРО» Тимур Сафин. – Именно такой подход позволяет нам выстраивать устойчивую модель развития, где экономическая эффективность достигается вместе с ответственным отношением к ресурсам и окружающей среде».

Законы сохранения

«Ведомости. Устойчивое развитие» узнали от опрошенных крупных розничных компаний, что они уже внедрили энергосберегающие технологии. Так, на объектах сети «Магнит» действует энергоэффективная система управления отоплением и вентиляцией в зависимости от времени года. Все осветительные приборы светодиодные, класса энергоэффективности «А», сообщили в компании. При этом внутреннее и внешнее освещение контролируется автоматически, что подразумевает использование датчиков дневного освещения, датчиков присутствия, таймеров и т. д., подсобные помещения оснащены датчиками движения. В магазинах также используются доводчики дверей, тепловые воздушные завесы или другие устройства, не допускающие попадания наружного холодного воздуха внутрь помещения через открытые двери.

Магазины, особенно гипермаркеты, потребляют много энергии, отметил директор по технической эксплуатации «Ашан ритейл Россия» Олег Игнашин. Среди основных потребителей – системы промышленного холода, освещение, системы отопления, вентиляции и кондиционирования, а также производственные помещения (пекарня, кулинария и производственные цеха). При эффективной оптимизации каждой из систем можно, по словам Игнашина, получить достаточно хорошее снижение потребления энергоресурсов и экономию соответствующих расходов до 20–30%. Это также дает ощутимый ESG-эффект, так как на аналогичную величину происходит снижение выбросов CO2.

Х5 Group реализует программу «Зеленый магазин», применяя интеллектуальные системы управления энергопотреблением, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), например солнечные панели, рассказала Подкопаева. Кроме того, используется низкоуглеродная энергия, развиваются партнерские программы с ее поставщиками.

«Мы сокращаем удельное потребление энергии за счет модернизации оборудования, внедрения умных систем, учитывающих сезонные и суточные изменения температуры», – отметил Сафин.

В компании «ВкусВилл» для повышения энергоэффективности и экономии воды разработан проект по установке в магазинах умных счетчиков. Они помогают более точно отслеживать расход воды и электричества. С помощью таких приборов можно понять, например, где образовалась протечка в сантехнике, пояснил лидер экологического направления компании «ВкусВилл» Вардан Варданян.

«В вопросах организации офисных пространств мы в первую очередь руководствуемся здравым смыслом и стараемся обеспечить безопасное и комфортное пребывание сотрудников и клиентов в них», – сообщили в Альфа-банке. Все офисы банка оснащены современной техникой и оборудованием, которое регулярно обследуется. То же самое относится к системам вентиляции, кондиционирования, которые подлежат регулярной чистке и обслуживанию, во всех офисах установлены светодиодные лампы, смесители оборудованы датчиками, реагирующими на движение, стены в офисах окрашены в светлые оттенки, а окна смонтированы «в пол».

В сетях общественного питания основной вклад в экономию энергоресурсов дает оптимизация производства, рассказала Коршунова. «Такие решения, как светодиодное освещение или бесконтактные смесители на раковинах в зонах обслуживания, безусловно, очень эффективны. Так, используя светодиодные лампы, мы экономим до 90% энергозатрат на освещение», – уточнила она.

Однако, по словам Коршуновой, в общем энергобалансе предприятий это считаные проценты. Основной же расход электроэнергии приходится на оборудование – кофемашины, фритюрницы, морозильные камеры и т. д. Поэтому «Вкусно – и точка» уделяет особое внимание инвестициям в замену оборудования на более современное и энергоэффективное, сообщила она. Обновление парка производственного оборудования вкупе с рядом других мероприятий по повышению энергоэффективности (среди которых Коршунова выделила внедрение систем рекуперации тепловой энергии, особенно важное для холодных регионов) позволило компании за последние три года снизить удельное энергопотребление примерно на 20%.

Компания «Ашан ритейл Россия» еще в 2015 г. запустила большую программу по энергоэффективности. К 2023 г. потребление энергии было сокращено на 33,1% по сравнению с 2014 г., что эквивалентно снижению выбросов СО2 в атмосферу на 76 631 т в год, рассказал Игнашин. «Мы также посчитали экологическую эффективность проекта по установке станций для зарядки электромобилей. По итогам прошлого года использование зарядных станций позволило сократить выбросы CO2 в атмосферу на 56 т в год», – добавил он.

Работа на местах

Большое внимание компании уделяют кастомизации ESG-практик под особенности бизнес-единиц и механизмам обратной связи с сотрудниками. Так, во «Вкусно – и точка» собирается статистика по всем предприятиям сети и ведется анализ энергопотребления в пересчете на 1000 гостей. Эксперты анализируют как динамику абсолютных данных (рост или снижение), так и сравнительные показатели (например, изучая данные предприятий из регионов со схожими климатическими и экономическими условиями). В случае выявления серьезных отклонений проводится энергоаудит, выявляются слабые места и разрабатываются меры по устранению недостатков.

«На каждом нашем предприятии есть руководство по энергосбережению, существует график включения-выключения оборудования. С сотрудниками проводятся регулярные обучающие мероприятия, а непосредственный контроль за соблюдением правил экономии энергии осуществляется старшими смены», – рассказала Коршунова.

«Мы привлекли внимание сотрудников к энергосбережению через агитацию и обучение, чтобы каждый понимал, как он может снизить потребление и, соответственно, расходы магазина, и выбросы CO2», – поделился опытом Игнашин. В Х5 Group, по словам Подкопаевой, реализуются программы повышения осведомленности сотрудников и обучения персонала принципам энергосбережения.

В «Лемана ПРО» управление энергоресурсами выстроено на нескольких уровнях – от сотрудников на местах до бизнес-регионов и центрального офиса. Такая система позволяет оперативно контролировать потребление тепло- и электроэнергии с учетом специфики каждого объекта, отметил Сафин. «Наши магазины представлены в разных географических регионах, и все объекты различаются по типу, году постройки и размерам. От этого зависит локальная стоимость энергоресурсов и эксплуатационные затраты, поэтому каждый объект требует индивидуального подхода в управлении энергопотреблением», – пояснил он.

Еще один тренд – локализация энергетических мощностей непосредственно вблизи центров обслуживания. Это позволяет сократить издержки, связанные с передачей энергии. Так, в «Лемана ПРО» переводят объекты на собственные энергетические мощности, снижая потери при централизованном распределении энергии, а также заменяют устаревшие энергоустановки на более эффективные, например работающие на природном газе.

В больших форматах магазинов сети «Магнит» – супермаркетах и суперсторах – применяются системы рекуперации тепла, есть собственные котельные, сообщили в компании.

Одно из самых свежих решений в «Ашане» – собственная электрогенерация, рассказал Игнашин. В одном из гипермаркетов сети недавно была установлена газопоршневая электростанция. Такое решение не только уменьшает негативное влияние на климат, но и экономически выгодно. Например, за счет того, что дополнительное тепло, вырабатываемое энергоустановкой, используется в котельной и снижает расход газа на отопление и горячую воду.

Точки сбора

Наряду с энергосбережением большое внимание российские сетевые компании уделяют вопросам сбора отходов и организации их переработки с целью содействия выстраиванию экономики замкнутого цикла. На предприятиях «Вкусно – и точка» выделяют четыре основных вида таких отходов, рассказала Коршунова. Прежде всего это отработанное фритюрное масло. Компания его собирает и направляет большую часть на производство судового биотоплива. Оставшееся масло идет на выпуск мыложировой продукции. Пришедшую в негодность униформу сотрудников компания отправляет на изготовление теплоизоляционных материалов либо просто ветоши, собранный кофейный жмых идет на производство удобрений, транспортная картонная упаковка тоже собирается и после переработки вновь становится картоном. В планах компании – начать сбор и отправку на заводы вторсырья стретч-пленки, используемой в качестве обмотки поддонов с готовой продукцией.

«Ашан ритейл Россия» ведет работу по выделению в процессе распаковки незагрязненных видов отходов (вторичных ресурсов). В 2023 г. магазины сети передали на переработку 37 500 т вторсырья – 33 500 т картона, 1 150 т пластика и 2 140 т полиэтилена, рассказал Игнашин. «Пластиковые незагрязненные отходы мы продаем на заводы, которые используют его в качестве сырья для производства различных изделий: пакетов, ящиков, вешалок, пластиковых паллетов и т. д.», – отметил эксперт.

Почти вся бумага, картон, пленка, пластик и другое вторсырье, которое образуется в собственных операциях на объектах «Магнита», направляется на переработку, рассказали в компании. Кроме того, ритейлер организует собственные цеха для первичной сортировки вторсырья. Х5 Group, по словам Подкопаевой, оборудует прессами торговые точки и распределительные центры для сбора логистической упаковки, которая поступает и реализуется в замкнутый цикл.

В Альфа-банке подсчитали, что организация раздельного сбора отходов в московских офисах позволила за год сэкономить 59 млн л воды и предотвратить выброс 11 т CO2-эквивалента. В банке отметили, что относительно характерных масштабов углеродного следа нефинансовых компаний это совсем небольшие величины, но для банковской деятельности существенные. Такая экономия, например, эквивалентна выбросам от транспортировки выпускаемых банком пластиковых карт до процессинговых центров.

Ритейлеры также активно работают с розничными клиентами, приобщая их к культуре раздельного сбора отходов. «ВкусВилл» принимает в своих магазинах крышки от бутылок, батарейки, мягкую упаковку, карты, книги, блистеры, одежду, пластиковые бутылки, алюминиевые банки и т. д. Кроме того, компания стремится снизить использование бумажных чеков, стимулирует отказываться от покупки пакетов, мотивирует покупателей сдавать вторсырье на переработку, рассказал Варданян. Сбор крышечек и батареек идет, в частности, через экообменники, которые начисляют бонусы покупателям за сдачу этих фракций.

«Для клиентов «Лемана ПРО» мы создаем возможности для ответственного обращения с отходами: организуем пункты приема батареек и ламп в магазинах, а также отдельно стоящие пункты раздельного сбора отходов на парковках, позволяющие утилизировать целевые фракции отходов», – поделился Сафин.

Собственное воспроизводство

Еще одно важное направление – работа с поставщиками и активное использование продукции из уже переработанного вторсырья. «Мы регулярно обновляем рекомендации Х5 по устойчивой упаковке для поставщиков и активно работаем с внедрением перерабатываемой упаковки для собственной торговой марки (СТМ)», – говорит Подкопаева.

Уже 68% упаковки товаров СТМ «Магнита» пригодно к переработке, рассказали в пресс-службе компании. В 2023 г. «Магнит» создал рекомендации по экологичным рекламным материалам и устойчивой упаковке. Вместе с партнерами компания разработала первый в России добровольный стандарт перерабатываемых препаков – брендированных стоек для товаров, которые поставляются в магазины с уже уложенной продукцией: поставщикам рекомендуется отказаться от использования в брендированных стойках, делающих невозможным переработку элементов из металла и пластика, а также ламинации.

Банковский сектор играет в вопросах экономии ресурсов двойную роль, отмечает Кузьмина. С одной стороны, он сам выстраивает устойчивую операционную модель: оптимизирует энергопотребление в офисах, модернизирует IT-инфраструктуру, внедряет циркулярные подходы в использовании ресурсов. С другой – банки становятся катализаторами перехода к устойчивому развитию в других отраслях. Финансовые институты все активнее разрабатывают специализированные продукты для бизнеса, который реализует экологические и социально значимые инициативы: это и зелёное финансирование, и льготные кредиты на модернизацию, и ESG-оценка проектов.

При использовании вторсырья в организациях общественного питания очень важно учитывать влияющие на комфорт гостей ресторанов эстетические моменты, а также санитарные требования, считает Коршунова. По ее словам, сейчас во «Вкусно – и точка» используются сделанные на 100% из вторсырья подстаканники, бумажные пакеты под продукцию навынос, пакеты для сбора мусора. В туалетной бумаге и бумажных полотенцах его доля в составе готовой продукции составляет 50-80%, в пластиковых крышечках и стаканчиках – около 20%. Кроме того, в компании разработан «Кодекс поставщика», содержащий в том числе требования к экологичности продукции.