Правительство РФ разрешит бесплатно ездить на электромобилях по платным трассам


Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Значит ли это, что россияне станут активнее пересаживаться на электромобили

Возможно, это будет интересно для наиболее обеспеченных потребителей, кто может себе позволить электромобиль для бесплатных поездок по платным трассам, предполагая, что там появится система зарядок, и обычное авто для других видов использования. Но для среднего потребителя цены и отсутствие зарядной инфраструктуры пока является барьером.

Однако для реализации преимуществ электромобилизации требуется выполнение двух условий: снижение цены и наличие зарядной инфраструктуры.

Китайские электромобили являются намного более конкурентоспособными на мировом рынке, чем их бензиновые собратья. Тем самым, кооперация с Китайскими производителями электромобилей выглядит значительно привлекательнее, чем по производству традиционных автомобилей с ДВС. Развитие отрасли электромобилей в Китае происходит, во многом, благодаря мерам господдержки, и привело к тому, что впервые средняя цена электромобиля там оказалась ниже, чем традиционного авто. В Китае функционируют более 1,5 миллиона зарядок для электромобилей, ежемесячно прибавляется более 50 тысяч новых. В настоящее время китайский рынок инфраструктуры зарядки электромобилей оценивается в 3,31 млрд долларов США, и ожидается, что он достигнет 29,95 млрд долларов США, что означает среднегодовой темп роста в 44,40% в течение следующих пяти лет. С учетом российской географии и расстояний, электрификация транспорта может потребовать сопоставимых инвестиций в инфраструктуру зарядных станций для того, чтобы россияне стали активнее пересаживаться на электромобили.

В чем плюсы и минусы использования электромобилей

Среди общеизвестных недостатков электромобилей — высокая стоимость, существенное влияние выбранного скоростного режима и климатических условий на дальность поездки, наличие ограничений инфраструктурного характера, а также время, необходимое для зарядки аккумулятора. К этому также необходимо отнести критическую зависимость от импортных компонентов, сырья (для производства компонентов) и технологий.

Относительно влияния электромобилей на окружающую среду и соответствия принципам ESG нужно учитывать, что, если электричество, питающее электромобили, не будет чистым, электромобили не станут полностью экологичным транспортом. Согласно недавним исследованиям китайского Университета Цинхуа, электромобили, используемые в Китае, где большая часть электроэнергии поступает от угольных электростанций, выделяют в течении жизненного цикла в два-пять раз больше твердых частиц и химикатов по сравнению с автомобилями с бензиновым двигателем.

Поэтому, следуя траектории развития электромобилей в Китае и привлекая на рынок китайских производителей электромобилей важно понимать, что в действительности, электромобили являются для Китайской экономики ключом к объединению секторов возобновляемой энергетики и низкоуглеродного транспорта. Аналогично, задачи экологизации требуют, чтобы электромобилизация сочеталась с программой развития «чистой» энергетики.