НРА подготовило ESG-рэнкинги компаний потребительского сектора и сектора нефинансовых услуг

В 2021 году изменений в стане ESG-чемпионов в обеих секторах не произошло

Компании обоих секторов достигли существенных успехов в интеграции практик устойчивого развития в стратегическую и операционную деятельность, но компании потребительского сектора продемонстрировали более высокий уровень зрелости внедрения ESG-практик, чем их коллеги из сектора нефинансовых услуг. К таким выводам пришли аналитики Национального рейтингового агентства (НРА).

Участниками рэнкингов стали компании потребительского сектора и сектора нефинансовых услуг, ценные бумаги которых (акции или облигации) включены в котировальные списки Московской биржи. В соответствии с лучшими международными практиками для формирования ESG-рэнкингов использовалась информация, размещаемая в открытом доступе для неограниченного круга лиц. По сравнению с 2020 годом, в 2021 году изменений в стане ESG-чемпионов в обеих секторах не произошло. В потребительском сегменте лидерами по внедрению ESG повестки являются «Магнит» и X5 Group, а в секторе нефинансовых услуг –«Ростелеком» и МТС.

С помощью кластерного анализа компании разделены на пять уровней (групп) в зависимости от степени внедрения принципов устойчивого развития в их стратегическую и операционную деятельность. Ниже — результаты анализа компаний обоих секторов.

Компании из потребительского сектора демонстрируют более высокий уровень зрелости в области интеграции практик устойчивого развития в стратегическую и операционную деятельность, чем компании в секторе нефинансовых услуг. В потребительском секторе примерно у половины компаний в выборке советы директоров напрямую вовлечены в реализацию ESG повестки, распределены обязанности за внедрение повестки, установлены ключевые показатели эффективности (КПЭ) для контроля по ее внедрению. В секторе нефинансовых услуг лишь у 20% компаний в выборке советы директоров прямо вовлечены в реализацию ESG повестки и у 13% компаний установлены соответствующие КПЭ.

Решение социальных вопросов сотрудников, развитие бизнес-этики и ответственное отношение к клиентам является наиболее сильным аспектом ESG повестки обеих секторов. Это связано как с пониманием ключевой роли удовлетворенности персонала условиями труда и качеством жизни в обеспечении прибыльности и долгосрочного развития, так и обострением социальных проблем в условиях локдаунов и повышенных геополитических рисков. Осуществляются последовательные инвестиции в социальные проекты в регионах базирования, развивается благотворительность и корпоративное волонтерство. Компании уделяют большое внимание обучению персонала и оказывают сотрудникам материальную поддержку в случае необходимости. Действуют механизмы и каналы реагирования на вопросы нарушения прав человека и нарушения корпоративной этики. Реализуется практика выстраивания «этической цепочки ценностей» за счет включения требований к соблюдению прав человека в договоры с партнерами.

Слабыми местами социальных практик компаний в обеих секторах является невысокий уровень заработных плат сотрудников по сравнению со средним уровнем по региону, что приводит к повышенной текучести кадров. Лишь небольшое количество компаний предлагает сотрудникам дополнительные формы материальной поддержки, такие как программы жилищного обеспечения и пенсионные планы. Областью для развития для обеих секторов является повышение качества раскрытия гендерного и возрастного баланса сотрудников, а также результатов реализации мер по трудоустройству сотрудников с ограниченными возможностями.

В отличие от компаний потребительского сектора, у компаний сектора нефинансовых услуг ниже доля женщин на руководящих должностях. НРА связывает это с преобладанием в выборке компаний из телекоммуникационного сектора, до сих пор считающих себя «мужской территорией». Также компании нефинансовых услуг реже раскрывали информацию о следовании подходам ответственного маркетинга.

Анализ внедрения экологических практик в деятельность компаний потребительского сектора показал, что их сильными сторонами являются: наличие эффективных стратегий в области охраны окружающей среды; внедрение подходов «зеленой» логистики и эффективного управления отходами, успешная реализация мероприятий по ответственного потреблению и образовательных экологических программ. Областями для улучшений остаются внедрение комплексной системы экологического менеджмента в рамках групп компаний; повышение эффективности мероприятий по сокращению удельных валовых выбросов парниковых газов; увеличение доли использования транспорта на альтернативном топливе и разработка программ, направленных на снижение количества использованного пластика. Недостаточное внимание уделяется внедрению риск-ориентированного подхода к управлению климатическими изменениями. Также требуется усиление эффективности использования ресурсов: в первую очередь энергопотребления и воды.

В отличие от потребительских, компании сектора нефинансовых услуг демонстрируют более низкую степень интеграции экологических практик в свою деятельность. В области экологического менеджмента только у 25% компаний этого сектора внедрена система экологического управления, а лишь у 30% существует публичная стратегия по охране окружающей среды. Единичные представители этого сектора предъявляют экологические требования к поставщикам и подрядчикам. Также, как и в потребительском секторе, этим компаниям необходимо продолжить работу по снижению степени воздействия на окружающую среду и увеличивать долю альтернативного топлива при перевозке и улучшать эффективность использования ресурсов.

Участники обеих секторов уделяют большое внимание соответствию практик ведения бизнеса требованиям Кодекса корпоративного управления в Российской Федерации. Это объяснимо, учитывая тот факт, что вопросы корпоративного управления – наиболее распространенный фактор ESG, учитываемый как биржами и инвесторами, так и регуляторами. Наибольший уровень соответствия кодексу, ожидаемо наблюдался у публичных компаний, привлекавших финансирование на международных рынках капитала и у международных банков. Слабыми местами корпоративного управления остаются раскрытие практик управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита; состава, степени независимости и квалификации совета директоров; подходов к оценке и вознаграждению членов совета директоров и высших органов управления. При этом уровень раскрытия информации о корпоративном управлении выше в секторе нефинансовых услуг, что объясняется меньшей долей публичных компаний в выборке потребительских компаний.

Аналитики НРА делают вывод: представители обеих секторов нуждаются в дальнейшем развитии стейкхолдерского подхода к управлению. Их сильными сторонами является внедрение процессов идентификации групп стейкхолдеров и использование нефинансовой отчетности как ключевого канала взаимодействия с ними. Компании в обеих секторах понимают необходимость обратной связи от стейкхолдеров, поэтому нацелены на выстраивание двухсторонних коммуникаций. Слабой стороной является недостаточное использование персонифицированного раскрытия информации в интересах отдельных групп стейкхолдеров.

Уровень зрелости раскрытия информации в обоих секторах примерно одинаков. Наряду с традиционно сильным раскрытием финансовой отчетности, компании стали уделять значительное внимание распространении нефинансовой информации — около половины из них регулярно, своевременно и в достаточном объеме выпускают в открытом доступе для неограниченного круга лиц отчеты об устойчивом развитии в виде самостоятельного отчета или части годового отчета. Приблизительно 30% потребительских компаний и 20% представителей нефинансовых услуг из выборки готовят нефинансовую отчетность в соответствии или с использованием международных стандартов отчетности в области устойчивого развития.

НРА ожидает, что участники ренкингов продолжат придерживаться международных стандартов, даже несмотря на заморозку их провайдерами взаимоотношений с Россией. Слабым местом в обеих секторах остается публичное заверение нефинансовой или интегрированной отчетности. Только один представитель в каждом секторе получил одновременно как профессиональное аудиторское, так и общественное заверение. Соответственно, по две компании в каждом из секторов осуществляли либо профессиональное, либо общественное заверение нефинансовой отчетности.

Аналитики НРА предполагают, что сложные экономические и геополитические условия неизбежно снизят качество публичного раскрытия ESG-практик, темпы внедрения повестки устойчивого развития в деятельности компаний и адаптации лучших практик в среднесрочной перспективе. Агентство ожидает наибольшего сокращения раскрытий в области корпоративного управления в то время, как глубина раскрытий в экологической и социальных областях сократится в меньшей степени. Тем не менее, необходимость привлечения капитала на рынках «дружественных стран», ужесточение требований регуляторов и инвесторов к внедрению практик устойчивого развития, а также понимание необходимости раскрытия информации для снижения информационной асимметрии и рисков потребует от компаний сохранения ESG-повестки даже в условиях санкций и перманентных кризисов.

По мнению агентства, фигурантам ренкингов следует сосредоточиться на эффективной интеграции комплексных ESG-практик в стратегическую и операционную деятельность для достижения реальных результатов. Необходимо также совершенствовать процессы управления рисками устойчивого развития, которым пока еще уделяется недостаточно внимания. Также задачей среднесрочного периода станет сохранение и дальнейшие развитие наработанных практик и их адаптация с учетом требований новых бизнес-партнеров.

Кроме того, задачей ближайшего будущего для компаний потребительского сектора и сектора нефинансовых услуг является дальнейшее совершенствование методов и подходов к раскрытию нефинансовой информации и выпуску нефинансовой отчетности. Важным является формирование устойчивой практики верификации публичной отчетности по устойчивому развитию.