Мировые производители продовольствия недовольны законом ЕС о борьбе с вырубкой лесов

Новые требования увеличат затраты на отслеживание цепочек поставок, считают они
Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейшие в мире производители сельскохозяйственной продукции выступают против новых правил Европейского Союза (ЕС), которые требуют доказательств того, что урожай не был выращен в зоне вырубки лесов и предполагают ограничения на импорт продукции. Правила призваны помочь в борьбе с изменением климата и утратой биоразнообразия. Однако, по мнению производителей, их соблюдение повысит цены на продукты питания, сообщает Bloomberg.

Как писали писали «Ведомости. Устойчивое развитие», под действие новых правил подпадают крупный рогатый скот, какао, кофе, пальмовое масло, соя, древесина, каучук, древесный уголь, бумажная продукция, а также продукты, которые содержат эти товары, были откормлены ими или были изготовлены с их использованием (например, кожа, шоколад и мебель). 

На этой неделе министр сельского хозяйства Бразилии Карлос Фаваро высказал сомнение о соответствии новых правил принципам Всемирной торговой организации (ВТО). Бразилия является крупнейшим мировым экспортером кофе и соевых бобов, при этом она стремится увеличить торговлю за пределами ЕС, в том числе, со странами БРИКС. Соблюдение правил ЕС потребует полного отслеживания производственных цепочек, а это сложная и дорогостоящая задача, при этом новые расходы лягут на потребителей по всему миру, считает Фаваро.

Несмотря на то, что производители осуждают правила, компании и фермеры уже предпринимают шаги, чтобы приспособиться к ним и убедиться, что у них есть доступ к европейским рынкам. Закон о вырубке лесов, вступивший в силу 29 июня этого года, дает поставщикам продуктов питания от 18 до 24 месяцев на то, чтобы приспособиться к новым условиям работы. Однако у производителей есть серьезные опасения, связанные с тем, что такие небольшие сроки дают существенное преимущество производителям из более развитых регионов, которые уже имеют передовые технологии и практики отслеживания цепочек поставок, оставляя более мелких и уязвимых производителей позади. Так, во Вьетнаме, втором по величине экспортере кофе в мире, бобы выращивают в основном на небольших фермах площадью менее 0,5 га. «Отследить происхождение продуктов до точного местонахождения каждой фермы тяжело», – заявил председатель Ассоциации производителей кофе и какао Нгуен Нам Хай.