Нефинансовая отчетность в России наращивает объемы
Компании все чаще фокусируются на демонстрации вклада в национальное развитие, отходя от международных стандартовВ 2024 г. российские компании опубликовали на 29% больше ESG-отчетов, чем в 2019 г., говорится во втором выпуске «Атласа нефинансовой отчетности России» (АНФОР), подготовленном «Пачоли Консалтинг». При этом количество самостоятельных нефинансовых отчетов сокращается: бизнес все чаще демонстрирует свои достижения в области устойчивого развития в интегрированных и годовых отчетах. Исследование было представлено 18 ноября на экономическом факультете Московского государственного университета (МГУ) им. М. В. Ломоносова.
В прошлом году количество нефинансовых отчетов увеличилось с 346 (в 2023 г.) до 430. Этот рост аналитики объясняют тем, что компании преодолели «санкционный шок» и вновь начали публиковать отчеты, которые в 2023 г. были закрыты для широкого доступа. Согласно оценке заместителя директора департамента консультирования в области устойчивого развития «Пачоли Консалтинг» Игоря Сидельникова, по итогам 2025 г. число отчетов, вероятно, выйдет на уровень 2024 г., но вряд ли превысит его. На сегодняшний день уже выпущено 404 отчета, а до конца года ожидается еще около 20, рассказал он. «Примерно в том же темпе растет и количество заверенных отчетов», – отметил эксперт.
Уход ряда компаний с российского рынка компенсируется притоком новых участников, впервые публикующих нефинансовые отчеты, говорится в АНФОР. Аналитики подчеркивают, что для «новичков» основным стимулом выступает не давление иностранных инвесторов, а совершенствование национального регулирования и необходимость демонстрации вклада в достижение целей развития страны. Таким образом, геополитический фактор утратил роль ключевого драйвера, уступив влияние внутренним регуляторным требованиям и запросам российских стейкхолдеров, констатируют специалисты «Пачоли Консалтинг».
Согласно их исследованию, главными целями публикации ESG-отчетности компании называют укрепление бренда (83% опрошенных) и соблюдение требований (62%), а ключевой аудиторией – рейтинговые агентства (81%) и акционеров и инвесторов (79%). При этом, по оценкам «Пачоли Консалтинг», 63 из 100 сильнейших брендов России принадлежат компаниям, выпустившим нефинансовые отчеты за 2024 г. Аналитики изучили данные 989 компаний, отобранных по нескольким критериям: вхождение в первые два котировальных списка Московской биржи, участие в конкурсах годовых отчетов (2020–2025 гг.), наличие ESG-рейтинга или упоминание в рэнкингах авторитетных агентств.
Вклад в нацпроекты
Согласно исследованию, 2024 г. стал переходным в раскрытии информации по участию компаний в достижение целей национальных проектов. Организации одновременно отчитывались о вкладе в завершающиеся инициативы 2019-2024 гг. и в новые проекты, утвержденные на 2025 г. Среди прежних направлений лидируют по уровню раскрытия данные «Экология» (16%), «Демография» (13%) и «Жилье и городская среда» (12%). Наименьшее внимание уделено проектам «Международная кооперация и экспорт» (3%) и «Модернизация транспортной инфраструктуры» (2,5%).
Среди национальных целей лидерами по уровню раскрытия вклада в 2024 г. стали: «Комфортная и безопасная среда для жизни» (17% компаний), «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» (17%), «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» (15%). Наименьшее внимание компании уделяют раскрытию вклада в цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» (4%) и «Технологическое лидерство» (11%).
При этом выпущенная в 2024 г. ESG-Альянсом методика определения вклада в национальные цели пока не получила широкого распространения из-за своей сложности, считает Сидельников. «Только три компании ее использовали», – отметил он. Впрочем, по его словам, с ростом внимания к нацпроектам число таких компаний будет увеличиваться, и в 2025 г. их станет больше.
Устойчивый тренд
По мнению ведущего исследователя Центра устойчивого развития «Сколково» Анастасии Опанасенко, выводы АНФОР согласуются с результатами исследования школы управления «Сколково» «Ответственный бизнес в России: более 20 лет опыта через призму больших данных». «Действительно, интерес крупного российского бизнеса к выпуску нефинансовой отчетности и в целом внимание к повестке устойчивого развития в России после 2022 г. не снизились, вопреки первоначальным прогнозам», – подчеркнула эксперт.
Она отметила, что общее количество отчетов в 2022–2023 гг. выросло, при этом тройка отраслей-лидеров по доле в общем объеме отчетности – энергетика, металлургия и горнодобыча, финансы и страхование – осталась неизменной. В части стандартов российский бизнес демонстрирует все больший интерес к локальным рекомендациям и инициативам в области устойчивого развития, добавила Опанасенко. Одним из ключевых вызовов при подготовке нефинансовой отчетности, по ее словам, остается сбор и обработка большого массива разрозненных ESG-данных. Исследование школы управления «Сколково» показало, что соотношение доли экологических, социальных и управленческих показателей оставалось практически неизменным – с некоторым ростом вклада управленческого блока. При этом промышленные компании традиционно уделяют больше внимания экологическим показателям, компании из сферы услуг – социальным аспектам.
Кроме того, в рамках анализа, проведенного с использованием NLP-инструментов (Natural Language Processing, технологии, которые анализируют, интерпретируют и генерируют тексты на естественных языках. – «Ведомости. Устойчивое развитие»), в «Сколково» увидели, что компании чаще ограничиваются описанием ESG-инициатив в нефинансовой отчетности и реже – конкретными ESG-метриками, позволяющими оценить реальные результаты внедрения инициатив. В числе наиболее часто встречающихся категорий инициатив – выбросы озоноразрушающих газов, производственная безопасность. Среди ESG-метрик с большим отрывом лидируют показатели, связанные с развитием человеческого капитала. При этом такие темы, как поддержка биоразнообразия, повышение устойчивости цепочек поставок, бизнес-этика и информационная безопасность упоминаются в нефинансовой отчетности относительно редко и представляют собой «слепые зоны» корпоративной повестки устойчивого развития, отмечают эксперты «Сколково».