Apple обвиняют в «гринвошинге»

Китайские эксперты считают, что компания преувеличивает свои усилия по решению проблемы изменения климата
Unsplash

Недавнее заявление компании Apple о выпуске своего первого «углеродно-нейтрального» продукта было подвергнуто сомнению в новом отчете китайской организации по исследованию окружающей среды, которая отслеживает данные о выбросах парниковых газов в производственном секторе Китая, рассказывает издание Inside Climate News.

Напомним, что большая часть продукции Apple производится в Китае. В рамках громкой экологической кампании, включающей 5-минутный видеоролик с одобрительной песней «Мать-природа» в исполнении актрисы Октавии Спенсер, Apple объявила 12 сентября, что производство новой модели Apple Watch не оставляет углеродный след. Однако Институт по связям с общественностью и окружающей средой (IPE), некоммерческая организация, базирующаяся в Пекине, в своем отчете от 22 сентября пришел к выводу, что компания, возможно, преувеличивает свои усилия по решению проблемы изменения климата. В ответ на последний отчет IPE компания Apple ответила, что углеродная нейтральность ее линейки Apple Watch была независимо подтверждена SCS Global Services, «лидером в области экологических стандартов и сертификации».

«Безусловно, самое эффективное действие, которое поставщик может предпринять для решения проблемы изменения климата, – это переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ)», – говорится в письменном заявлении Apple. «Вот почему мы тесно сотрудничаем с поставщиками, чтобы помочь им закупать больше ВИЭ и вместе выступать за надежный и экономически эффективный доступ к чистой электроэнергии в сетях по всему миру».

Анализ IPE пришел к выводу, что Apple не раскрывает достаточно информации о поставщиках, производящих продукцию Apple, чтобы обосновать заявление об углеродной нейтральности. В IPE заявили, что в 2023 г. получены данные о выбросах парниковых газов от меньшего количества поставщиков Apple, чем в предыдущие годы. В отчете говорится, что поставщики компании в значительной степени полагаются на покупку сертификатов возобновляемой энергии, эффективность которых поставлена ​​под сомнение.  Если профиль выбросов iPhone внезапно увеличился, что следует из отчетов Apple, одним из правдоподобных объяснений стало бы то, что компания будет выделять меньше возобновляемой энергии для iPhone, чтобы у нее было ее больше для Apple Watch, заявили в IPE. В ответ Apple заявила, что не перераспределяет возобновляемую энергию из производства iPhone или других продуктов в Apple Watch. Компания добавила, что выбросы парниковых газов от ее нового iPhone 15 Pro на 28% ниже, чем базовый показатель компании за 2015 г.

В 2011 г. IPE опубликовала два отчета о расследованиях, в которых обвиняла Apple в нераскрытии информации о своих поставщиках и в загрязнении окружающей среды. После этой истории Apple раскрыла дополнительную информацию о своих поставщиках. Впоследствии IPE ставила Apple на первые места в своих ежегодных индексах «Зеленая цепочка поставок» и «Борьба с изменением климата». В 2019 г. Apple стала первой среди более чем 400 компаний с поставщиками-производителями в Китае, получившей звание «Мастер» от IPE за выдающиеся показатели экологически чистой цепочки поставок. 

«За многие годы нашей оценки Apple была одной из лучших компаний, поэтому мы отдавали ей должное, но когда она начала заявлять о продукте с нейтральным выбросом углерода, это был очень высокий стандарт, поэтому требуется еще более высокий уровень раскрытия информации», – заявил директор IPE Ма Цзюнь.

Джозеф Ромм, старший научный сотрудник Центра науки, устойчивого развития и средств массовой информации Пенсильванского университета (США), высоко оценил отчет IPE и согласился со многими его выводами. «Что именно значит сказать, что один из ваших продуктов является углеродно-нейтральным, когда зарегистрированные выбросы, связанные с новым iPhone 15, на самом деле увеличились? » – прокомментировал он ситуацию. Ромм отметил, что компенсации выбросов углерода, которые компании покупают, чтобы сбалансировать свои собственные выбросы, стали объектом все более пристального внимания. В документе, который он опубликовал ранее в этом году, отмечается, что претензии многих компаний и мероприятий, включая Delta Airlines и чемпионат мира по футболу FIFA 2022 в Катаре, были оспорены в суде из-за того, что они полагались на проблемные компенсации. «Многие компании прекратили компенсационные покупки», – сказал Ромм, ссылаясь на недавние сообщения в новостях о том, что Shell, Gucci и Nestlé недавно прекратили эту практику. «Кажется, Apple упустила момент, что мир здесь действительно меняется».