Резервы России пополнились за счет банков

Международные резервы России за неделю выросли на $6,6 млрд до $404,9 млрд к 28 августа. Валюту в резервы "сдали" банки.
Д.Гришкин

Международные резервы России за неделю выросли на $6,6 млрд до $404,9 млрд к 28 августа, отчитался Центробанк. Валюту в резервы "сдали" банки. К 28 августа международные резервы в третий раз за год пробили уровень в $400 млрд.

Первый раз, после резкого сокращения в начале года (на $49,9 млрд до $376,1 млрд к середине марта), резервы превысили уровень в $400 млрд в конце мая, потом – еще раз в конце июля. С середины мая их уровень колеблется в диапазоне $390-410 млрд.

На курсовой переоценке резервы за последнюю неделю должны были сократиться на $0,5 млрд, заметного дохода от управления (роста цен на бумаги Минфина США) не могло быть, рассуждает экономист "Траста" Евгений Надоршин. На валютном рынке регулятор в качестве покупателя тоже не был замечен, говорит он. "Соответственно, в качестве причины роста резервов остается только одно – увеличение корсчетов банков в ЦБ", – заключает Надоршин. Объем средств на валютных корсчетах банков в ЦБ включается в состав международных резервов.

Похожая ситуация наблюдалась в конце июля-начале августа, напоминает Надоршин, когда сначала рост корсчетов привел к увеличению резервов, а потом изъятие средств с корсчетов - к снижению резервов. Так, за неделю по 7 августа на курсовой переоценке резервы могли вырасти на $5 млрд, а по факту – на $1,4 млрд: "недостающие" $3,6 млрд, по оценкам Надоршина, примерно соответствуют объему пополнений банками валютных корсчетов в ЦБ в предыдущие две недели.

С июля ЦБ отменил ограничения на размещение валюты в зарубежных банках ("излишки" должны были храниться на корсчетах в ЦБ), что сразу привело к оттоку средств с корсчетов – на их размещении у регулятора банки ничего не зарабатывали. Периодический рост объема корсчетов с их последующим сокращением может быть вызван стремлением сэкономить на транзакциях, предполагает Надоршин: возможно, для расчетов корсчета ЦБ использовать выгоднее. И если в конце сентября резервы снова вырастут и потом сократятся из-за корсчетов – такие транзакции, вероятно, чья-то регулярная потребность, говорит он.