«АвтоВАЗ» может конвертировать долг в акции

«АвтоВАЗ» может конвертировать долг в акции, объявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Renault против
М.Стулов

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 192,07 млрд руб., чистый убыток – 24,66 млрд руб.

При рассмотрении вопроса по долгам [«АвтоВАЗа»] как один из возможных вариантов мы рассматриваем возможность капитализации долга, причем не посредством государства, а посредством банков – может быть, с государственным участием», – заявила вчера Набиуллина на конференции «ВТБ капитала». Подробностей она не раскрыла. То, что такая идея существует, «Ведомостям» подтвердил и источник, близкий к «АвтоВАЗу». Правда, по его словам, это всего лишь один из вариантов рекапитализации, а всего их четыре. К примеру, кроме конвертации долга в акции рассматривается и вариант внесения денег в уставный капитал завода нынешними акционерами, отметил он. Остальные варианты он раскрывать не стал.

Долг «АвтоВАЗа» – 37 млрд руб. (без учета госсубсидии от «Ростехнологий» на 25 млрд руб., полученной компанией летом). По большей части он короткий, так что проблему с задолженностью заводу нужно решать оперативно. Но любой из вариантов допэмиссии «АвтоВАЗа» вновь не устраивает его акционера – Renault. Они уже рассматривались весной, с тех пор позиция французов не изменилась. «Мы приветствуем любые меры правительства, направленные на стабилизацию работы «АвтоВАЗа», но не за счет размывания доли Renault», – заявила представитель компании Оксана Назарова. Комментировать идею внесения денег в «АвтоВАЗ» акционерами она не стала.

Представитель «Ростехнологий» от комментариев отказался, у «Тройки диалог» их вчера получить не удалось.

В конвертации долга в акции не заинтересованы и сами банки, говорит сотрудник одного из банков – кредиторов «АвтоВАЗа». «Владение акциями не профильный для нас бизнес», – замечает он. Представители двух крупнейших кредиторов «АвтоВАЗа» – ВТБ и Сбербанка – от официальных комментариев отказались.

Иными вариантами докапитализации «АвтоВАЗа» могли бы стать получение долгосрочных кредитов у госбанков, мораторий выплат по процентам, выпуск облигаций или получение госгарантий, полагает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, из них кредитование госбанками – наиболее простой способ.

Все это «АвтоВАЗ» две недели назад и так попросил у правительства. Его предложения, мнение банков и министерств до сегодняшнего дня собирают в аппарате первого-вице премьера Игоря Шувалова, говорит близкий к «АвтоВАЗу» источник. После чего Шувалов назначит совещание (на момент сдачи номера в печать этого еще не произошло), на котором вопрос о помощи «АвтоВАЗу» будет рассмотрен в очередной раз, отмечает он.

Чтобы получить поддержку, «АвтоВАЗ» должен представить самоокупаемую бизнес-модель, подчеркнула Набиуллина. Вчера совет директоров «АвтоВАЗа» как раз утвердил стратегию до 2014 г. и антикризисную программу, которая позволит в 2009 г. сэкономить 13,85 млрд руб., сообщил завод. Инвестпрограмма завода на эти годы сокращена вдвое – до 42 млрд руб., завод приостановил работу над разработкой собственной платформы класса С, подтвердил сотрудник «АвтоВАЗа». Совет утвердил и сокращение до середины 2010 г. 27 600 сотрудников. Для того чтобы выплатить им всем компенсации и корпоративные пенсии, «АвтоВАЗ» хочет привлечь кредит на 12 млрд руб. на 10 лет с отсрочкой выплаты по процентам до 2014 г., говорится в презентации одного из вариантов стратегии «АвтоВАЗа», представленного летом в правительство (копия есть у «Ведомостей»). Правда, и это всего лишь один из вариантов, утверждает сотрудник «АвтоВАЗа». Других он не называет.

Как помочь «АвтоВАЗу», еще не решено, резюмирует один из федеральных чиновников, о чем-то говорить можно будет после совещания у Шувалова.