Статья опубликована в № 2479 от 05.11.2009 под заголовком: Льготы кончаются

Льготные автокредиты кончаются

Правительство до сих пор не дало поручения Минпромторгу продлить программу льготного автокредитования на 2010 г. Это значит, что частные банки, получившие наконец возможность участвовать в программе, смогут выдавать такие кредиты только до конца года
М.Стулов

Правительство готово допустить все банки к программе автокредитования с субсидированной ставкой: постановление № 855 позволяет получать субсидии тем, кто направит с 1 ноября по 1 декабря заявку в Министерство промышленности и торговли.

Программа предусматривает компенсацию процентов по автокредиту в размере двух третей ставки рефинансирования (сейчас – 9,5%) при покупке автомобиля российского производства не дороже 600 000 руб.

До сих пор в программе могли участвовать только госбанки (с долей государства не менее 50% или их «дочки»), а также банки, капитал которых на 1 апреля 2009 г. составлял 70 млрд руб. Участниками сразу стали Сбербанк, «ВТБ 24», Газпромбанк и Россельхозбанк; второму требованию удовлетворяли Альфа-банк и Банк Москвы, но они к программе не присоединились.

«Трудно конкурировать с госбанками, их ставки ниже в среднем на 5 процентных пунктов, да и минимальный взнос в 15% от его суммы не покрывает рисков, мы оцениваем их в 20–30% от суммы кредита», – объяснил сотрудник одного из банков-отказников. Альфа-банк участвовать в программе не будет, сообщил замруководителя розничного бизнеса банка Илья Зибарев, но причины назвать отказался.

Обновление правил допуска банков к программе объясняется претензиями Федеральной антимонопольной службы, которая посчитала неоправданными ограничения на банки, говорит сотрудник банка-отказника, к тому же участники программы не обеспечили заявленных объемов (см. врез). По словам банкира, сотрудничающего с «АвтоВАЗом», заявленный чиновниками объем недостижим: спрос на автокредиты низкий.

По действующему постановлению банки смогут выдавать льготные автокредиты до конца 2009 г. Деньги на них (по 2 млрд руб. в год) предусмотрены в бюджетах на 2009–2011 гг., средства нужны на погашение кредитов: банкир, сотрудничающий с «АвтоВАЗом», объясняет, что госсубсидии перечисляются банку-кредитору траншами каждый месяц, чтобы иметь возможность отслеживать досрочные погашения кредитов и просроченные задолженности.

Чиновники правительства прежде говорили, что выдача льготных автокредитов продолжится и в 2010 г., но никаких документов об этом до сих пор нет. Сотрудник одного из ведомств утверждает, что профильный Минпромторг, чтобы начать работу над документами, должен получить поручение правительства, премьер-министра или вице-премьера, но его нет.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, не знает, чтобы премьер давал поручение продлить программу, но замечает: «Льготное автокредитование работает эффективно, хотя решить всех проблем автопрома, безусловно, не может». Пресс-секретарь вице-премьера Игоря Шувалова (курировал работу комиссии, которая занималась разработкой программы) Александр Мачевский от комментариев отказался.

Большинство опрошенных «Ведомостями» банкиров готово присоединиться к программе, и тот факт, что они смогут выдавать субсидированные кредиты лишь в декабре, их не смущает.

По словам представителя Райффайзенбанка Марка де Мони, заявка на участие в министерство уже подана. Сразу после праздников ее обещает подать «Уралсиб». «Программа пользуется спросом, – объясняет зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов. – Объем кредитов, выданных на покупку машины стоимостью менее 600 000 руб., вдвое выше объема кредитов на машины других ценовых категорий». Банки, по его словам, смогут присоединиться к программе в течение месяца. В этот промежуток планирует уложиться и Росбанк, если решит присоединиться к программе, говорит замдиректора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина.

Ставки по автокредитам Росбанка в зависимости от условий варьируются от 10% до 26,5%, «Уралсиба» – от 13% до 22,5%, Райффайзенбанка – от 15% до 23%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать