Министерствам придется рассказать о расходах

Минфин подробно расписал, на что он потратит деньги в ближайшие три года. Остальные ведомства должны добровольно последовать этому примеру
Д.Гришкин

Подготовка федерального бюджета в 2009 г. стоит 60 млн руб., организация его исполнения – 66,9 млн руб., проведение предсказуемой бюджетной политики – 3 млрд руб., налоговый контроль с выявлением сокрытой налоговой базы и недостоверной налоговой информации – 72,3 млрд руб. В 2010–2012 гг. задачи по повышению собираемости налогов будут обходиться все дешевле, составление бюджета и администрирование нацфондов – дороже. В докладе о результатах и основных направлениях деятельности («дронд») Минфин расписал средства, предусмотренные федеральным бюджетом для него и подведомственных ему служб, по целям, задачам и программам.

На 2009 г. расписано 3,5 трлн руб., или 92,8% средств Минфина, – это почти треть всех расходов федерального бюджета. Более 80% этой суммы – межбюджетные трансферты, средства на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, обслуживание госдолга. У каждой бюджетной программы есть цели, задачи и ориентиры. Например, задача бюджетного контроля предполагает увеличить за 2009–2012 гг. возмещение бюджету неправильно использованных средств с 25% до 35% (цель в 100% пока недостижима).

Дронды министерства начали писать после административной реформы 2004 г., тогда правительство решило перейти на управление по результатам. В документе каждое ведомство формулировало цели, как их достигнуть, какие показатели будут означать, что цель достигнута. Конструкция дронда предполагала, что ведомства будут также распределять деньги по этим целям и задачам, напоминает чиновник Минэкономразвития. Но пока такое практиковали только Минфин и Минэкономразвития, да и то расписывали не весь бюджет. Минфин решил на собственном примере показать, как надо распределять бюджет по программам, и подать пример остальным ведомствам, рассказывает его чиновник: чем больше у ведомств появляется полномочий по принятию финансовых решений, тем точнее они должны распределять деньги. В стоимость каждой программы включается зарплата, коммунальные расходы, командировки и т. п. и пусть ведомства решают, что важнее, говорит он.

Единой методики, как делить деньги, нет. Каждое ведомство это делает по-своему (но не каждое публикует), поэтому распределение средств по программам носит скорее аналитический характер, показывая приоритеты работы ведомств, говорит чиновник Минэкономразвития: какую задачу ведомство считает более важной, та и дороже.

В самом начале реформы министерства с энтузиазмом принялись за «бюджетирование по целям», пытаясь использовать дронд как способ увеличения бюджетного финансирования, рассказывает чиновник Минэкономразвития. Но Минфин это быстро пресек, что «снизило мотивацию – денег за свой дронд ведомство не получит, а по голове – может, поэтому текущие показатели стараются показать получше, а прогнозные – поскромнее». Министр экономического развития Эльвира Набиуллина уже критиковала такой формализм, заявив, что дронды лишь «освящают целевыми показателями выделенные средства», они не играют роли в формировании бюджетов ведомств, из-за чего управление по результатам теряет всякий смысл.

Минфин – один из инициаторов программно-целевого финансирования и дронды – шаг к тому, чтобы поменять логику всего федерального бюджета, говорит директор Экономической экспертной группы Александр Андряков: «Сейчас финансирование идет от факта, от действующих и принимаемых обязательств, а нужен бюджет, состоящий из программ, которые показывают, чего конкретно хотим достичь и сколько это стоит».