Статья опубликована в № 2762 от 24.12.2010 под заголовком: Льготная армия

Россия потеряла на налоговых льготах 10 млрд руб.

Более 10 трлн руб. недополучил бюджет за пять лет из-за предоставления льгот. Если большую часть льгот отменить, хватило бы на модернизацию Вооруженных сил, считают в Минфине

Отмена большого количества налоговых льгот рассматривается как один из вариантов пополнения бюджета, рассказывают два чиновника Минфина. «В среднесрочной перспективе понадобятся новые источники средств, чтобы обеспечить социальные и оборонные обязательства», – объясняет один из них. Президент Дмитрий Медведев в ноябрьском послании Федеральному собранию заявил о необходимости создавать новую высокотехнологичную мобильную армию, на что нужно 20 трлн руб. за 10 лет. Модернизация армии увеличит спрос на новейшие технологии, рассчитывает президент.

Анонсированные президентом оборонные расходы не учтены в бюджете 2011–2013 гг., говорил замминистра финансов Сергей Шаталов. А министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что отмена всех налоговых льгот позволила бы сразу решить проблему сокращения дефицита бюджета на 4,6% ВВП – правда, пока об отмене всех льгот речи нет.

«Ведомостям» удалось ознакомиться с расчетами Федеральной налоговой службы (ФНС) за 2005–2009 гг.: сколько не поступает в консолидированный бюджет доходов в связи с предоставлением льгот. В 2009 г. льготы по всем налогам и пошлинам стоили 2,7 трлн руб., за четыре года выросли на 1 трлн: в 2005 г. сумма льгот оценивалась в 1,7 трлн руб. (см. таблицу).

Выпадающие доходы увеличиваются, это логично, объясняет партнер Deloitte Геннадий Камышников: «Как раз с 2005 г. количество льгот постоянно растет». Хотя в 2010 г. революционных льгот введено не было, тенденция продолжилась: например, физлиц освободили от подоходного налога с дивидендов. Объем выпадающих доходов скорее всего увеличился и продолжит расти в 2011 г.: и новые льготы появились, и экономика растет, заключает Камышников.

В основном льготы предоставляет федеральный бюджет: в 2009 г. только 7,7% от всех льгот были региональными. Больше всего льгот приходится на внутренний НДС: в 2005 г. – 1,1 трлн руб., а в 2009 г. – почти 2 трлн руб., следует из материалов ФНС. Самая «дорогая» льгота по внутреннему НДС – реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестфондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок – 801,4 млрд руб., указано в расчетах. На 2-м месте – льгота по оказанию финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме (762,3 млрд руб.), на 3-м – услуги по страхованию и государственному Пенсионному фонду (115,8 млрд руб.).

Избавляться от большого количества преференций нужно не только из-за нехватки средств, объясняет чиновник Минфина: разветвленная система льгот сложна в администрировании и порождает злоупотребления. Льготы никогда не бывают бесплатными, указывал Шаталов: налоговая нагрузка для избранных снижается за счет тех, кто налоговых льгот не получает и платит более высокие налоги.

Льготы создают тепличные условия, снижают конкуренцию и мешают модернизации, говорил Шаталов, а особенно сомнителен позитивный эффект льгот, когда экономика монополизирована. Есть вопросы в отношении того, как, кем и насколько адекватно принимаются решения о льготах, признает замминистра финансов: уж лучше прямое бюджетное финансирование, льготы плохо контролируются – по ним не нужно отчитываться.

По словам Шаталова, заменой льготам может быть налоговый кредит – это возможность уменьшить сумму налога или налогооблагаемую базу постфактум при условии, что результаты, ради которых предоставляются преференции, достигнуты.

Шаталов признавал, что сложно грамотно определить получателя льгот и провести должную квалификацию или идентификацию налогоплательщиков, чтобы сэкономленные средства пошли на развитие, а не были переброшены в налоговые убежища. Льготы прилипчивы, констатировал Шаталов и привел пример: «В начале 2000-х гг., когда некоторым гражданам нашей страны надо было продать большие компании, было принято решение, что освобождаются от налога доходы физических лиц, полученные от продажи акций и долей в компаниях. Отменить эту льготу потом стоило огромного труда, мы потратили несколько лет на упорные дискуссии».

Отсутствие льгот делает налоговую систему нейтральной, а она должна быть инструментом стимулирования и развития приоритетов, не согласен с замминистра финансов директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: «Есть неэффективные льготы, например по налогу на прибыль для стартапов, но это не повод отказываться от других преференций». Нужно не только оценивать льготы с точки зрения выпадающих доходов, но и учитывать, что они стимулируют экономическую активность и расширяют налогооблагаемую базу, уверен Беляков.

Льготы нужно не отменять, нужно учиться ими пользоваться, считает вице-президент «Опоры России» Вячеслав Корочкин. На федеральном уровне это механизм стимулирования отрасли, а на региональном и муниципальном – инструмент конкуренции между территориями, полагает он. Более низкая налоговая нагрузка на малый бизнес – не льготы, а специально настроенная система, которая позволяет выравнять малому и среднему бизнесу условия работы, заключает Корочкин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать