Статья опубликована в № 2766 от 30.12.2010 под заголовком: Застряла на выходе

Мировой кризис финансов продолжается: вопрос в том, хватит ли стимулирующих мер

Прошлый год правительства завершали дискуссией, в каком квартале сворачивать поддержку экономики. Этот – достаточно ли новых стимулирующих мер. Об exit strategy регуляторы уже не задумываются

В начале года рынок был уверен, что к декабрю время сверхнизких ставок и закачивания ликвидности в экономику закончится. Но масштаб проблем оказался выше ожиданий, способность экономики восстановиться – ниже. ФРС и Европейский центробанк (ЕЦБ) были вынуждены запустить второй раунд количественного смягчения, национальные правительства – одобрить новые стимулирующие программы.

Не хватило

$1,7 трлн, потраченных ФРС на покупку активов в 2010 г., не хватило для поддержания роста США. Осенью была одобрена новая программа – на $600 млрд. ЕЦБ не раскрывает объемов выкупа долговых бумаг (суверенных и банков), но пообещал обеспечить банки ликвидностью – удовлетворить весь их спрос на трехмесячные кредиты по действующей ставке по меньшей мере до 12 апреля (с мая на выкуп гособлигаций ЕЦБ потратил 72,5 млрд евро).

Кроме того, летом ЕС был вынужден создать европейский фонд финансовой стабильности объемом 750 млрд евро. Изначально предполагалось, что он проработает три года, но в декабре на саммите ЕС было решено сделать фонд постоянно действующим. При этом МВФ предлагал удвоить объем фонда.

Крупнейшие экономики Азии тоже продлили стимулирующие программы. Япония потратит в 2011 г. 5,05 трлн иен ($61 млрд), Китай – более 4 трлн юаней ($600 млрд) в 2011–2015 гг.

Долги и торможение

Причина продления стимулирующих мер – высокий уровень долгов и рост бюджетных дефицитов, считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». В США, ЕС, Японии и Китае объем долгов достиг $6,3 трлн, из них $1,5 трлн должны американские потребители, отмечает Андрей Гартуэйт из Credit Suisse. Госдолг ЕС к началу 2011 г. достигнет 84% ВВП, еврозоны – 88,5% и продолжит увеличиваться, пишет Еврокомиссия: в 2015 г. он превысит 100% ВВП, к 2020 г. – 130%. Госдолг США сохранился в 2010 г. на уровне 62%, но вырастет до 70% в 2015 г. и 130% в 2020 г. (данные минфина).

Мировая экономика замедляется с середины 2010 г., констатирует ООН, траектория продолжится и в следующем году. Торможение обещает и МВФ (см. график). Мировой рост замедлится с 4,5% в 2010 г. до 3,5% в 2011 г. и 3% в 2012 г., пессимистичны аналитики Capital Economics. Рост в конце прошлого года и в начале этого обеспечен фискальным стимулом и угасал по мере сокращения поддержки, пишет Economist Intelligence Unit. Несмотря на масштабное стимулирование, частная экономика не заработала, соглашается Ксения Юдаева из Сбербанка: во втором полугодии ситуация стала напоминать стагнацию. Темпов роста ВВП в 2,5% едва хватает для того, чтобы удержать безработицу на текущем уровне, но их недостаточно, чтобы она начала снижаться, признал председатель ФРС Бен Бернанке. «Рост подстегнули запасы, этот фактор временный – до возвращения запасов к нормальному уровню. Дальнейший рост расходов домохозяйств тоже может застопориться из-за отсутствия роста доходов», – отмечает Пол Эшвот из Capital Economics.

Опасная помощь

Очередное фискальное стимулирование обеспечит экономике США рост на 3% в 2011г., безработица может снизиться до 9% (сейчас – 10,5%), считает Эшвот: «Но господдержка скорее станет препятствием для роста, нежели стимулом: проблемы балансов домохозяйств и финансовых структур слишком велики, поэтому в 2012 г. ВВП замедлится до 2%». Замедления США ожидает и Всемирный банк: с 2,6% в 2010 г. до 2,2% в 2011 г. Отдача от новых порций ликвидности будет не столь высока, как раньше, – нужны структурные изменения, уверен Гавриленков.

Снижает эффективность правительственных усилий и недоверие к банковской системе, замечает Эшвот. ЕС планирует в 2011 г. провести новый раунд стресс-тестов банков. Рынок готовится к очередной порции плохих новостей, скептичен Александр Кочубей из Lombard Odier. Суверенные финансы в ЕС останутся в зоне риска в 2011 г., пишет Европейский комитет органов банковского надзора.

Печатание денег ведущими центробанками, с одной стороны, разгоняет развивающиеся экономики, с другой – инфляцию и провоцирует резкие курсовые скачки национальных валют, отмечает Стивен Кинг из HSBC: «Сейчас развитые экономики опасаются дефляции, развивающиеся – чрезмерно высокой инфляции». В США и еврозоне темп роста цен держится на уровне около 1%, в развивающихся странах – около 5% (в Индии и Китае по итогам ноября он превысил 10 и 4% соответственно).

Еще один фактор риска – разногласия развитых и развивающихся стран, предупреждает Джулиан Кэллоу из Barclays Capital. Осенью 2008 г. – весной 2009 г. все были в одной лодке и решения принимались скоординированно, отмечает Юдаева: «Но как только стала заметна неравномерность восстановления, противоречия между странами вновь обострились». Развивающиеся страны обвинили США в раскручивании спирали цен и начали снижать приток капитала с помощью ужесточения кредитно-денежной политики. Бразилия и Китай повысили требования по нормам резервирования, Пекин также дважды повышал ключевые ставки, Южная Корея ввела налог на банковские операции.

Чтобы выровнять противоположные тренды – дефляцию и инфляцию, – нужно ограничить денежную экспансию, прекратить непродуктивное расходование средств, снизить экономическую активность правительств и уменьшить заимствования стран с большими дефицитами, считает управляющий директор Templeton Asset Management Марк Мобиус (цитата по Bloomberg). Преждевременное сворачивание антикризисных мер более опасно, чем продление мер: это может спровоцировать новую рецессию, поддерживает правительства нобелевский лауреат Йозеф Стиглиц.

Главная проблема в том, что сейчас центробанкам приходится действовать на неизвестной территории, отмечает главный экономист ЕБРР Эрик Берглофф: «Опыта решения проблем такого масштаба у мировой экономики нет – апеллировать не к чему».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать