Статья опубликована в № 2953 от 05.10.2011 под заголовком: Прокатят на пенсии

ВЭБ собирается направить деньги пенсионеров на инфраструктуру

ВЭБ готов инвестировать пенсионные накопления в инфраструктуру. Один из основных кандидатов на эти деньги – РЖД
Д.Гришкин

О том, что ВЭБ готов вложить пенсионные средства, которыми он управляет, в облигации РЖД, заявил вчера на конференции «Ведомостей» зампред правления госкорпорации Михаил Полубояринов. «Мы сейчас развиваем эту тему», – сказал он.

РЖД может оказаться не единственным получателем пенсионных денег. Внешэкономбанк поддерживает размещение этих средств в долгосрочные бумаги инфраструктурных компаний при условии соблюдения требований к кредитному качеству бумаг и по рыночной доходности, поясняет представитель ВЭБа. Но нужно, чтобы такие бумаги появились, добавляет он. Госкорпорация намерена диверсифицировать свой инвестиционный портфель, чтобы сохранить и приумножить переданные ей в управление пенсионные средства, говорится в ее стратегии до 2015 г. (есть у «Ведомостей»). В частности, в инвестиционный портфель планируется включать все больше долгосрочных корпоративных облигаций и обеспеченных госгарантиями бумаг компаний, участвующих в «национально значимых инфраструктурных проектах».

Под управлением ВЭБа сейчас около 1 трлн руб. (около 77% всех пенсионных накоплений, остальное – у неправительственных фондов), до 2013 г. Пенсионный фонд будет передавать ВЭБу около 200–220 млрд руб. в год – к 2013 г. портфель ВЭБа должен достичь 1,8 трлн руб. Инвестировать пенсионные деньги не только в государственные ценные бумаги, но и в корпоративные, а также размещать их на депозитах ВЭБ может с ноября 2009 г. «И сроки, и возможности колоссальные – кому, как не РЖД, ими воспользоваться», – считает Полубояринов.

Вариантов для диверсификации у ВЭБа не так уж много, замечает Владимир Брагин из «Альфа-капитала», а по уровню кредитного качества облигации РЖД сопоставимы с бумагами других заемщиков с рейтингом на уровне суверенного – «Газпрома», «Лукойла» и ВТБ.

Транспортный комплекс хронически недоинвестирован, говорится в проекте стратегии развития России до 2020 г.: в ближайшие годы уровень вложений не превысит 2–2,2% ВВП, в развитых странах – не менее 3%, в Китае – 6%. РЖД давно покушается на пенсионные накопления. ПФР мог бы выкупать инфраструктурные облигации РЖД, говорил в начале августа президент компании Владимир Якунин. РЖД нужны не просто субсидии, а долгосрочные ресурсы, пояснял он вчера.

Но чиновники пока не готовы отдать пенсионные деньги РЖД. Большая часть пенсионных накоплений уже вложена в различные финансовые инструменты, следует из доклада Минэкономразвития (копия есть у «Ведомостей»): в 2012 г. ПФР предстоит выплачивать пенсии 4 млн человек, на это потребуется до 40 млрд руб. К тому же пенсионные средства недешевый инвестиционный ресурс, отмечает Минэкономразвития: они должны инвестироваться с доходностью выше инфляции. Номинальная доходность расширенного инвестпортфеля ВЭБа в годовом выражении по состоянию на июль – 5,65%, эффективная ставка его доходности за вычетом инфляции – минус 3,75%, говорит аналитик БКФ-банка Максим Осадчий.

К тому же РЖД может привлечь необходимые средства и другими способами, заметил на конференции замминистра финансов Александр Новак: например, за счет госгарантий для инвестпроектов. Если компания подготовила проект стоимостью свыше 5 млрд руб. и готова вложить не менее 15% собственных средств, госгарантии можно получить под 50% необходимых инвестиций, объяснял Новак: это поможет снизить процентную ставку и инвестиционные риски. Под госгарантии до 2015 г. РЖД сможет привлечь до 400 млрд руб., подсчитал Новак, а всего в течение 3–4 лет компания способна увеличить долговую нагрузку до 700 млрд руб. Соотношение долга и EBITDA у РЖД сейчас меньше единицы – наращивая заимствования, компания без ущерба рейтингу может увеличивать его до двух, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Михаил Галкин.

НПФ предпочитают инфраструктурным проектам другие бумаги. В основном они зарабатывают на бумагах ТЭКа, металлургии, потребительского сектора, где понятен потенциал дохода, замечает директор по работе с институциональными инвесторами «УК Альянс Росно управление активами» Сергей Лукин. Транспортная инфраструктура, и в частности железные дороги, не приоритет, добавляет он: инвесторам не ясно, за счет чего будет генерироваться доход.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать