Китайский дракон переживет проблемы в мировой экономике


23 января китайцы во всем мире встретили новый год по лунному календарю – год дракона. Дракон в китайской культуре – символ власти: в древние времена императоры считались сыновьями дракона, а многие китайцы до сих пор называют себя его потомками.

В то время как долговая ситуация в Европе продолжает ухудшаться, а перспективы экономики США остаются туманны, многие стали укрепляться в мысли, что в ближайшие годы звезда «потомков дракона» может подняться еще выше. Рост ВВП Китая, как ожидается, замедлится в 2012 г., но все же составит 8,2%, что весьма много по сравнению с развитыми странами.

Из-за замедления мировой экономики, как ожидается, сократится и китайский экспорт; многие инвесторы обеспокоены возможными негативными последствиями этого для китайской экономики. Однако общее убеждение, что экспорт является ее основным двигателем, неверно. В 2011 г. вклад внутренних инвестиций и потребления в ВВП составил в общей сложности $6,8 трлн, тогда как экспорт - $2,1 трлн. По оценке Economist Intelligence Unit, экспорт товаров и услуг в 2012 г. сократится до 28% ВВП (в 2007 г. – 38% ВВП).

В сегодняшнем открытом мире замедление мировой экономики вряд ли не окажет воздействия на Китай. Но я считаю, что правительство использует свои значительные резервы и банковскую систему, чтобы стимулировать национальную экономику, как оно сделало это в 2009 г. На этот раз основные стимулирующие меры могут быть применены в следующих областях:

1) потребление; например, дальнейшее снижение подоходного налога, предоставление субсидий на покупку малолитражных автомобилей и бытовой техники;

2) инфраструктура: возобновление строительства железных дорог и АЭС, инвестиции в системы ирригации и электросети;

3) государственное жилье.

Гарантий того, что эти меры позволят достичь запланированных правительством темпов роста, нет. Все они связаны с наращиванием бюджетных расходов, которое не может длиться вечно.

Если американская и европейская экономики еще долго продолжат сдерживать мировой рост, правительству Китая, возможно, придется смириться с тем, что его экономика будет расти более медленными темпами. Но если говорить о структурных преобразованиях, правительство может еще многое сделать, чтобы повысить производительность труда, - например, предоставить дополнительные стимулы для инвестиций, лучше защищать интеллектуальную собственность, чтобы поощрять инновации, и продолжить приватизацию в секторах, остающихся под контролем государства.

Многих инвесторов беспокоит высокая инфляция и возможное надувание пузырей на рынке недвижимости Китая. Мы считаем, что пузыри большего или меньшего размера действительно появились на ряде рынков, в основном, в крупнейших городах, таких как Пекин, Шанхай, Шэнчьжень, Гуанчжоу и некоторых городах второго ряда. В городах третьего и четвертого ряда, по нашей оценке, жилье, в целом, остается доступным, и цены выросли не слишком сильно.

Инициированные правительством меры по ограничению покупки жилой недвижимости, как ожидается, продолжат действовать, и без поддержки со стороны инвестиционного спроса масштабы возможного снижения цен будут теперь зависеть от уровня доступности жилья для покупателей. В городах первого и второго ряда соотношение текущей цены и дохода весьма высоко – около 14 и 19 соответственно (т.е. цена дома в 14 и 19 раз превышает ВВП на душу населения). В городах третьего и четвертого ряда оно гораздо более приемлемое – меньше 7 (по данным CEIC Data Company); именно в этих городах совершается большинство сделок с жильем. И все же, мы полагаем, что цены на жилье в Китае могут, в среднем, снизиться примерно на 20%. Хотя это будет болезненная коррекция, она вряд ли спровоцирует серьезный кризис на ипотечном рынке. Более существенная коррекция может ударить по тем, кто покупал жилье в городах первого ряда в 2010-2011 гг., но их более рискованные ипотечные кредиты составляют весьма малую часть рынка.

К тому же цены в Пекине и Шанхае примерно такие же, как в других крупных городах Азии. Они, как Манхэттен и Лондон, привлекают богатых людей со всей страны, поэтому рынок там не местный, а скорее страновой. Поэтому, несмотря на непродолжительную коррекцию, спрос на недвижимость в этих городах останется высоким.

Важно также отметить, что в этом году к власти придет новое поколение китайских лидеров. Мы считаем, что смена руководства пройдет гладко. У властей достаточно организационных навыков и политических инструментов, чтобы продолжать поддерживать одни из самых высоких темпов роста ВВП в мире. Преимущество однопартийной системы заключается в возможности осуществлять долгосрочное планирование и проводить задуманную политику, невзирая на смены рыночных циклов. Мы полагаем, что юань продолжит колебаться в заданном диапазоне. Однако существует опасность торгового протекционизма, если экономические проблемы в других странах усугубятся и сохранятся в течение более долгого времени, чем ожидается.

В Год дракона Китай может заразиться от окружающего мира и подхватить насморк; последствия этого почувствуют на себе страны, зависящие от аппетита дракона к сырью, такому как железная руда и уголь. По оценке Deutsche Bank, темпы роста инвестиции в основные фонды могут сократиться с 23% в 2011 г. до 17% в 2012 г., что отрицательно скажется на сырьевых экономиках, таких как Бразилия, Россия и Австралия. В этом году на мировых рынках можно ждать высокой волатильности, но мы думаем, что она вряд ли отвлечет дракона от его длительного путешествия.

Печатается с разрешения Templeton Asset Management

Автор - управляющий директор Templeton Asset Management.