Статья опубликована в № 3084 от 18.04.2012 под заголовком: Воры от имени Центробанка

Мошенники изобрели новый способ отъема денег у населения

Мошенники изобрели новый способ отъема денег у населения. Прикрываясь именем Центробанка, они убеждали держателей банковских карт называть пин-код по телефону и списывали деньги
М.Стулов / Ведомости

Нацбанк Республики Башкирии разослал банкам письма, где сообщил о «многочисленных» жалобах их клиентов на sms-мошенников. В январе клиенты банков в Москве и ряде регионов жаловались на sms-рассылку. Отправитель, называвшийся CentroBank, Центробанком России или службой безопасности Банка России, сообщал, что карта заблокирована из-за попытки взлома пин-кода, и рекомендовал позвонить за инструкцией по указанным номерам. Ни один из этих телефонов вчера не отвечал: абоненты были «временно недоступны».

Жалобы, говорится в письме, подписанном председателем нацбанка Рустэмом Мардановым (есть у «Ведомостей»), поступали в банки и в интернет-приемную ЦБ. Это один из элементов «нового вида мошенничества, который носит межрегиональный характер и совершается с использованием имени Банка России», пишет регулятор. Эти факты могут нанести ущерб репутации ЦБ, и он для профилактики предлагает банкам проинформировать клиентов, что его подразделения в отношения с клиентами банков не вступают.

В чем состояло мошенничество, к каким банкам обратился ЦБ, сколько человек пострадало и каков причиненный им ущерб, ЦБ не сообщает. Пострадать могло довольно много людей – «их число ограничено только собственной бдительностью», отмечает начальник управления транзакционных и сберегательных продуктов «Абсолют банка» Мария Коханюк: «Такие рассылки делаются веерно по всем доступным номерам, мошенники даже понятия не имеют, есть ли у этих абонентов банковская карта, надеясь просто на удачу».

Технически мошенничество совершить несложно, говорит Коханюк: «Клиент своими руками при помощи банкомата переводит деньги на чужой номер телефона. Суть – в запутывании клиента, который, отвечая по телефону на множество вопросов, одновременно проводит некие манипуляции с банкоматом по инструкциям, которые он получает. Клиент просто не успевает понять, что он переводит куда-то деньги, так как по телефону ему в это время говорят, что он вводит некий код (а на самом деле – сумму списания)».

Такие рассылки не новость, в прошлом году их получали клиенты разных банков – и «немало находилось доверчивых людей», отмечает директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев: «ЦБ – это бренд, и с использованием этого имени гораздо легче «развести» клиентов. На подобные эсэмэски люди часто «велись», звонили на указанные телефоны мошенников, а те выуживали у них необходимые конфиденциальные данные (номера карт, пароли в интернет-банк и т. д.), а потом похищали со счетов деньги».

Банкиры рекомендуют звонить в официальный колл-центр банка – телефон указан на обратной стороне карты.

Платежные системы, с которыми работают банки, по словам сотрудника одной из них, не смогут помочь вернуть деньги – владелец карты перевел их сам, по своей воле.

В ЦБ не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать