Банки Сингапура и Канады – сильнейшие в мире

Самыми устойчивыми банками оказались те, что начали готовиться к возможному кризису задолго до его начала, свидетельствует рейтинг Bloomberg Markets
Первое место в рейтинге сильнейших банков мира занял сингапурский Oversea-Chinese Banking Corp./ M. Ahmed/ Bloomberg

Финансовый кризис выявил существенные пробелы, а порой и провалы в бизнес-моделях крупнейших и известнейших мировых банков. А самыми устойчивыми оказались вовсе не американские и европейские гиганты, а канадские и сингапурские банки, свидетельствует рейтинг «Сильнейшие банки мира», составленный Bloomberg.

В топ-10 рейтинга, который второй год подряд составил журнал Bloomberg Markets, – три сингапурских и четыре канадских банка. Банки из США, числом три, оказались только во втором десятке, лучший из них – JPMorgan Chase, делящий 13-е место с китайским China Construction Bank и бразильским Banco Bradesco. Канадских же банков в списке 20 самых сильных и устойчивых, который сегодня публикует агентство Bloomberg, – пять (см. таблицу). Полный рейтинг, а также статья о том, как канадским банкам удалось занять столь внушительные позиции и как они сейчас скупают активы, которые распродают борющиеся с кризисом банки США и Европы, будут опубликованы в июньском номере Bloomberg Markets.

Первое место среди сильнейших банков мира второй раз подряд занял сингапурский Oversea-Chinese Banking Corp., за ним идет гонконгский BOC Hong Kong Holdings. «Сингапурская экономика развивается весьма стабильно и хорошо, и у сингапурских банков есть все возможности для финансирования реальной экономической активности», – говорит Сэмьюэл Тсинь, генеральный директор Oversea-Chinese Banking. Устойчивость банка, по его словам, частично объясняется здравой политикой по управлению рисками, которую проводит руководство.

Чтобы составить рейтинг, Bloomberg Markets берет пять показателей (в данном случае – по итогам 2011 финансового года): отношение капитала первого уровня (включает обыкновенные акции, некоторые типы привилегированных акций и нераспределенную прибыль) к активам, взвешенным с учетом риска; отношение проблемных активов к совокупным активам; отношение резервов на покрытие убытков по кредитам к проблемным активам; доля депозитов в общем объеме фондирования; и эффективность (отношение расходов к выручке). Эти показатели взвешиваются и объединяются в единый балл рейтинга (чем он ниже, тем выше позиция банка). Рассматриваются только банки с активами от $100 млрд; банки, понесшие убыток в прошлом году или не прошедшие стресс-тест регуляторов, не учитываются.

Настоящими звездами рейтинга стали канадские банки, отмечает Bloomberg. Canadian Imperial Bank of Commerce занял третье место, сразу за ним идут еще три канадских банка. Шесть крупнейших канадских банков с 2008 г. провели около 100 поглощений на общую сумму $37,8 млрд. Сделать это им помогла «гибкость, которая является результатом сильных финансовых позиций», сказал Bloomberg Джеральд Маккофи, генеральный директор Canadian Imperial Bank of Commerce, который в 2011 г. купил у JPMorgan Chase миноритарный пакет в управляющей компании American Century Investments.

А сильные финансовые позиции канадских банков – это результат высокого уровня капитала, консервативной культуры кредитования и жесткого надзора со стороны единого регулирующего органа. Последний уже давно обязал местные банки поддерживать существенно более высокий уровень капитала, чем требуется по международным стандартам. В 1999 г. канадский регулятор, Офис суперинтенданта финансовых институтов (OSFI), потребовал от банков отложить минимум 10% совокупного капитала в резервы на покрытие возможных убытков. «Не думаю, что в то время это было популярной мерой. Вот пример того, как наличие у надзорного органа четкого мандата позволяет принимать непопулярные решения», – говорит Джулия Диксон, суперинтендант OSFI. Также были введены критерии по качеству активов: 75% капитала первого уровня должно приходиться на акции. И когда разразился кризис, это простое правило оказалось очень важным фактором, обеспечившим устойчивость канадской банковской системы, отмечает Диксон.

Между тем на встрече, которая состоялась вчера между руководителями крупнейших банков США и управляющим Федеральной резервной системы Дэниелом Тарулло, банкиры критиковали центробанк за слишком жесткие, по их мнению, критерии, по которым он проводит стресс-тесты. ФРС, считают банкиры, переоценивает потери банков в гипотетическом сценарии существенного роста безработицы в США и убытков банков по европейским гособлигациям, рассказали Financial Times люди, знакомы с ходом встречи.

Во время кризиса власти Великобритании были вынуждены спасать несколько банков, в частности, выделив госсредства на рекапитализацию Royal Bank of Scotland, Lloyds Banking Group и национализировав Northern Rock. (В топ-20 рейтинга Bloomberg Markets входит лишь один британский банк – Standard Chartered, специализирующийся на работе в развивающихся странах.) Немецкое правительство вошло в капитал Commerzbank, в Исландии рухнули крупнейшие банки, в Ирландии их спасают на государственные деньги и помощь Евросоюза. В США в 2008 г. по программе помощи финансовым институтам TARP было выделено $700 млрд, более половины средств пошло на помощь банкам. С некоторых из них даже по результатам последнего стресс-теста ФРС не полностью сняты ограничения (например, Citigroup пока не разрешили увеличивать дивиденды).

Инвесторы дают свои оценки устойчивости банков. За 2008-2011 гг. индекс акций канадских банков Standard & Poor’s/TSX Composite Commercial Banks Industry Index вырос на 4,8%. тогда как индекс 24 крупнейших банков США KBW Bank Index упал на 56%.