Объем розничных кредитов Сбербанка превысил 2 трлн руб.

Объем розничных кредитов, выданных Сбербанком, превысил 2 трлн руб. На удвоение этого показателя крупнейшему кредитору страны понадобилось четыре года
Д.Абрамов/ Ведомости

О предыдущем рекорде – в 1 трлн руб. кредитов населению – госбанк сообщал весной 2008 г. «Чуть меньше, чем 30% роста в год, – это нормальный рыночный тренд, нельзя сказать, что Сбербанк вырос намного сильнее рынка», – уверен руководитель розничного направления ФГ БКС Эмиль Юсупов. По данным Центробанка, совокупный розничный портфель за 4 года вырос на 90%. Если бы не кризис, то прирост увеличился бы еще на 30% (помимо 1 трлн руб.), уверен он.

Сбербанк

Крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. Контролирующий акционер – Центробанк (57,6%). Капитализация – 2 трлн руб. Финансовые показатели (РСБУ, 30 апреля 2012 г.): активы – 11,3 трлн руб., капитал – 1,45 трлн руб., прибыль – 127,3 млрд руб.

Весь объем займов населению в России составлял к апрелю 5,9 трлн руб., т. е. на Сбербанк приходится треть всех розничных кредитов в стране. Достаточно большая и амбициозная цифра, считает зампред правления «Нордеа банка» Андрей Мальцев.

За январь – апрель 2012 г., по данным Сбербанка, его розничный кредитный портфель увеличился на 14,4%. Эти темпы почти втрое превышают прошлогодние – тогда за первые пять месяцев розничный портфель увеличился на 5,2% (за весь прошлый год – на 36,6%).

В глобальном плане Сбербанк постоянно теряет рыночную долю, если по активам он ее стабилизировал, то по пассивам продолжает постепенно уступать конкурентам, отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. По данным самого госбанка, с начала года к апрелю она сократилась с 46,6 до 46,2%. Граждане «прокредитовали» банк на более солидную сумму, чем он их, – объем розничных вкладов к 1 мая достиг 5,8 трлн руб.

«Это большой вопрос, как будет меняться доля Сбербанка в активах всей банковской системы, учитывая, что его доля на рынке вкладов сокращается», – указывает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. За прошедшие четыре года Сбербанк активизировал разработку продуктов, сделав их более современными, в том числе с точки зрения процедур оформления, заметно увеличил инвестиции в маркетинг, вывел расходы на рекламу на один уровень с крупнейшими розничными компаниями, перечисляет член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. Но самое заметное движение госбанка, по его мнению, – начало работы с собственной клиентской базой, что не замедлило сказаться на росте карточного бизнеса.

Число розничных заемщиков Сбербанка превысило 10 млн человек, говорится в сообщении банка. Цифра соизмерима с населением Москвы, а в столице живет около 12% населения всей страны, говорит Мальцев. Однако для такого гиганта это немного, я бы ожидал как минимум 20 млн человек, удивлен руководитель розничного бизнеса крупного банка.