"Застрявшие в прошлом" заемщики не понимают, чем им может помочь кредитная история


Национальное бюро кредитных историй ведет активное общение с гражданами. Есть свой cколл-центр, не пренебрегаем мы и популярными профильными форумами в интернете. Благодаря этому мы имеем возможность собирать обширный материал, позволяющий нам с высокой степенью достоверности понимать отношение простых граждан к кредитным историям. Отношение разное – от недоверия до полного понимания полезности и умения конвертировать это понимание в конкретную материальную выгоду.

Но есть заемщики, которых условно можно назвать «застрявшими в прошлом». А именно в тех временах, в которых процветало решение вопросов «по блату» и «через знакомых».

«Получила несколько отказов в кредите, обратилась через знакомых в службу безопасности одного банка, и они выяснили что...», - типичное начало беседы с такими людьми. То есть вместо того, чтобы почитать закон и узнать, что доступ к кредитным историям не просто возможен, но и гарантирован законом, такие заемщики платят деньги «службам безопасности», знакомым «консультантам» и «специалистам». Не удивлюсь, если и кредит такие люди стремятся получать по привычке «из-под прилавка», а не непосредственно в офисе банка. При этом вопросы нам они задают в интернете, что некоторую грамотность все же подразумевает.

Не знаю, сколько платят такие клиенты всевозможным жуликам, так же как боюсь даже предположить, какого качества информацию и советы те дают. Но радуюсь, что количество людей, обращающихся за своей кредитной историей вполне официально, постоянно растет. В значительной степени в этой тенденции заслуга и самих бюро. Так, с декабря прошлого года доступ к своей кредитной истории доступен и в интернете. Сервис за эти полгода стал пользоваться большой популярностью и обрастать новыми возможностями.

При этом инициаторами нововведений становятся сами заемщики. Так, помимо изначальной опции по бесплатному ознакомлению с кредитной историей раз в год посетитель может сформировать код субъекта кредитной истории, узнать, в каких бюро есть его кредитная история, подписаться на sms-информирование об изменениях в кредитной истории, рассчитать скоринговый балл, проверить автомобиль на предмет нахождения в залоге. Уверен, это не окончательный список, потому что, как показывает наша практика, кредитными историями интересуются активные граждане, четко понимающие свои потребности и возможности.

Более того, из отзывов таких заемщиков мы узнаем совершенно новые возможности использования кредитных историй. Одна заемщица, например, при изучении своей истории узнала, какую сумму она заплатила по кредитной карте за последние несколько лет. При регулярном использовании карты эти расходы не казались ей критичными, но, ознакомившись с полной суммой, она приняла решение закрыть карту. Тем более, что помимо карты у нее было несколько действующих кредитов, включая ипотеку и автокредит. То есть кредитная история в этом случае помогла заемщице в финансовом планировании семейного бюджета, а нам эта ситуация дала повод задуматься над формированием нового сервиса для людей, обслуживающих несколько кредитов одновременно.

Не устаю благодарить таких заемщиков. А людей, стремящихся решать вопросы по старинке, наверное, уже не исправить.

Автор - гендиректор Национального бюро кредитных историй.