Дорога к спасению

Конституционный суд Германии не дал распасться еврозоне. Он открыл дорогу для создания постоянного антикризисного фонда, с которым связаны надежды на выживание валютного блока. Еврозоне осталось продержаться до середины 2013 г. на 148 млрд евро
R. Wittek/ AP

Хороший день для Германии и Европы – так канцлер ФРГ Ангела Меркель отреагировала на решение Конституционного суда: страна показала, что «готова разрешить европейский кризис».

Этот судебный процесс был одним из наиболее волнительных для рынков событием – наряду с решениями ЕЦБ и ФРС. На кону было создание механизма, которому предстоит стать одним из главных инструментов борьбы с разрешением долгового кризиса в еврозоне.

Инициаторами процесса стали политики, законодатели, представители общественности (на одном из обращений – 37 000 подписей), они просили суд запретить правительству ФРГ участвовать в создании постоянно действующего Европейского стабилизационного механизма (ESM) объемом в 500 млрд евро. Авторы жалобы настаивали на том, что передача полномочий правительства ФРГ на наднациональный уровень ESM не соответствует интересам страны: Германия потеряет часть суверенитета, а налогоплательщикам придется оплачивать обязательства проблемных стран еврозоны.

Но Конституционный суд не обнаружил нарушений, заявил его председатель Андреас Воскуле. Суд похоронил идею распада еврозоны, приветствуют решение аналитики JPMorgan. Дорога к созданию ESM открыта, и в середине 2013 г. ему предстоит стать правопреемником Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF; создан в 2010 г.). Правда, суд закрепил за бундестагом право наложить вето на любое решение ЕSM и ограничил долю Германии в фонде ранее одобренными 190 млрд евро. Помимо ФРГ главные доноры ESM – Франция (142,7 млрд евро) и Италия (125,4 млрд).

Оговорка ограничивает ответственность Берлина за спасение еврозоны, констатирует Оливье Соер из Centre for European Policy. Решение закрепляет принцип: все элементы общеевропейской интеграции должны соответствовать конституции ФРГ, сказал член Совета адвокатов Ирландии Пол Галлахер.

Отныне Испания и Италия надежно защищены от дефолта, считает старший экономист Capital Economics Дженнифер Маккьюэн. Отрицательное решение связало бы ЕЦБ руки и ограничило возможности по неограниченному выкупу облигаций, указывает Крис Уифер из «Тройки диалог».

Теперь начнется постепенное формирование ESM. 500 млрд евро должны быть накоплены к июлю 2013 г., до этого часть средств нуждающимся странам будет предоставлять EFSF, указывает Маккьюэн. А денег в EFSF осталось немного, подсчитал он: с учетом помощи Греции, Ирландии и Португалии, а также 100 млрд евро, отложенных на спасение банковского сектора Испании, – всего 148 млрд евро.

Решения ЕЦБ (о выкупе гособлигаций проблемных стран в неограниченном объеме) и Конституционного суда Германии – это первые два шага для стабилизации рынков, считает Уифер: теперь внимание инвесторов приковано к другой стороне Атлантики, где началось двухдневное заседание ФРС. Если регулятор вновь предпочтет тактику выжидания, рынки будут разочарованы, предупреждает он. Инвесторы ждут от ФРС продления политики низких ставок до 2015 г. и начала нового раунда выкупа облигаций. Еще одно важное событие – саммит ЕС в середине октября, на котором политическим лидерам предстоит решить, разрешать ли Греции реструктурировать соглашение с кредиторами и предоставить кредит, отмечает Уифер.

Сами по себе решения ЕЦБ и суда не победят кризис, осторожен Карстен Бржески из ING: создана подушка безопасности, а спасать финансы еврозоны и решать проблему дисбаланса бюджетов предстоит национальным правительствам. Альтернативы сокращению госрасходов нет, заключает он.

Регуляторы пытаются убедить компании, домохозяйства и инвесторов, что еврозона сохранится в нынешнем виде и в ближайшие месяцы будут приняты необходимые меры для стабилизации экономики, считает Мэри Дайрон из Ernst & Young: страхи распада еврозоны сами по себе разрушительны и только ухудшают положение правительств, взвинчивая стоимость займов, подавляя экономическую активность и разрушая доходную базу бюджетов. Если удастся успокоить паникеров, у правительств появится время для более взвешенных фискальных и структурных реформ, заключает он.