Сколько тратят на благотворительность крупнейшие российские банки

Пятьдесят крупнейших российских банков в прошлом году потратили на благотворительность почти 7 млрд руб., по данным исследования «CAF Россия». Это в среднем 1,17% от чистой прибыли – больше, чем в других отраслях

Банки, как никакой другой сектор, используют свои бизнес-возможности для целей благотворительности, отмечают исследователи «CAF Россия». Они осуществляют перевод средств на благотворительные цели по поддерживаемым программам без комиссии («ОТП банк», БИН-банк), используют свои банкоматы и интернет-банк для сбора пожертвований по различным программам помощи (Банк Москвы, Альфа-банк, «ВТБ24» и Московский кредитный банк). Сравнительно новая услуга – благотворительные депозиты для физических лиц. Альфа-банк и «Уралсиб» ежемесячно перечисляют 0,05% от суммы депозита в один из благотворительных фондов, а в Номос-банке все проценты по вкладу «Благотворительный» с октября ежемесячно перечисляются в благотворительный фонд «Рождественский». Еще один сугубо банковский вид благотворительности – кобрендинговые карточные проекты с фондом или программой – продвигают Альфа-банк, «Уралсиб», Сбербанк, банк «Открытие».

«CAF Россия» провела исследование благотворительной деятельности 50 крупнейших по размеру активов российских банков. В расчет брались суммы, представленные в отчетности Центробанку по статье расходов 27305. Три из первых 50 не представили эти данные Центробанку, остальные 47 потратили в 2011 г. по этой статье 6,801 млрд руб. При этом их чистая прибыль составила 581 млрд руб., т.е. в среднем на филантропию банки израсходовали 1,17% от прибыли. Но банки могли потратить и больше – они не все расходы представляют в отчетности (см. врез).

Самые щедрые – самые крупные (см. таблицу), а вот по доле благотворительных расходов в прибыли картина иная. Абсолютные лидеры с тратами более 20% от прибыли – «Уралсиб» (26,94%), Ханты-Мансийский банк (23,58%) и Московский индустриальный банк (18,49%). Самая многочисленная группа банков тратит 0,5–1,5% от прибыли на такие программы. Замыкает таблицу группа банков с расходами на благотворительность менее 0,05%: «Юникредит банк» (0,05%), «Открытие» (0,04%), Русфинансбанк (0,04%), «ИНГ банк» (0,02%), «КИТ финанс инвестиционный банк» (0,01%), «Абсолют банк» (0,01%), банк «Кредит Европа» (0,00%).

Небольшой процент благотворительных расходов от общей прибыли не всегда означает на практике маленькие деньги. Сбербанк России – лидер по абсолютным объемам благотворительных затрат (1,831 млрд руб.) выделяет на благотворительность тем не менее сравнительно небольшой процент прибыли: 0,57%, зато его прибыль рекордная – 321 млрд руб.

Как все

Наш бизнес традиционно тратит на НКО больше государства, напоминает Сергей Перапечка, директор BCG: на конец 2010 г. это соотношение было как 73% и 5% от всех вложений в НКО (остальное – частные лица и иностранные фонды).

Российские банки тратят на благотворительность почти столько же, сколько их коллеги на Западе: у нас в среднем 1,17% от прибыли, у них – 1,01% (см. текст на этой же странице). Зато их расходы больше в процентном отношении от прибыли по сравнению с компаниями других отраслей экономики, считает исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская. Это потому, что у банков больше свободных средств, добавляет она.

Финансовая норма участия не сформирована, о чем говорит разброс благотворительных затрат по отношению к прибыли по сектору, отмечает один из авторов исследования «CAF Россия» Лидия Тихонович. Она и ее коллеги считают, что объемы благотворительности банковского сектора будут расти, при этом распространение будут получать специальные банковские продукты, помогающие клиентам участвовать в благотворительности.

В 2012 г. банковские расходы на филантропию выросли, по данным «CAF Россия». За три квартала 2012 г. исследованные банки потратили 5,860 млрд руб., что больше, чем год назад, на 21,3%. Правда, они и заработали больше: за шесть месяцев 2012 г. банковская система получила рекордную прибыль в размере 507 млрд руб., что на 14,1% больше результата прошлого года (444,2 млрд руб.) и более чем в 2 раза больше, чем в 2010 г., по данным Центробанка.