Норвежцы скупают российские гособлигации

Cуверенный фонд Норвегии, один из крупнейших инвесторов в российские акции, в прошлом году вложил почти $3 млрд в рублевые гособлигации
Kristian Helgesen/ Bloomberg

Из новых приобретений фонда – компании телекоммуникационного сектора, которых не было по итогам 2011 г. Согласно отчету, фонд участвовал в IPO «Мегафона» прошлой осенью, вложив $60 млн. Появились у фонда и бумаги МТС примерно на $100 млн. Время покупки или тип бумаг (расписки или акции) фонд не указывает.

Оценка позиции Государственного пенсионного фонда Норвегии (управляется Norges Bank Investment Management и внешними менеджерами, активы на 30 сентября – $650 млрд) в российских государственных долговых бумагах на конец 2012 г. выросла в 16 раз, с 1,07 млрд до 16,6 млрд норвежских крон, или со $179 млн до $2,97 млрд. Это следует из годового отчета фонда. Никаких подробностей, в том числе что это за бумаги и сколько именно инвестор вложил в них, в отчете не приводится. Представитель фонда от комментариев по существу отказался.

Впрочем, согласно отчету фонда 1,1% от всех инструментов с фиксированной доходностью (1,45 трлн крон) номинировано в рублях, а это и есть около 16 млрд крон.

Скорее всего, это облигации федерального займа (ОФЗ), считают опрошенные «Ведомостями» инвестбанкиры. Объем выпуска рублевых евробондов – всего 90 млрд руб., было бы странно, чтобы они скупили весь заем, говорит старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков. К тому же рублевые еврооблигации Россия выпускала в 2011 г. и интерес фонда к ним должен был быть виден скорее в данных за 2011 г., добавляет другой собеседник «Ведомостей».

Сколько денег вложил норвежский фонд в российские гособлигации, эксперты оценить затруднились. «Все сильно зависит от того, когда он заходил, переоценка по определенным бумагам могла достигать 15–20%», – объясняет собеседник «Ведомостей». Даже 25% по отдельным выпускам, но, скорее всего, объем инвестиций сопоставим с итоговой оценкой, уверен управляющий крупным фондом облигаций. В любом случае «такой рост практически с нуля – довольно агрессивный подход для суверенного фонда», замечает Бизиков. В конце февраля замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев сообщил, что некий крупный суверенный фонд купил ОФЗ на 100 млрд руб. ($3,2 млрд). Вчера менеджер ЦБ воздержался от комментариев, отметив лишь, что «отчетность фонда должна многое сказать».

Подход фонда к инвестициям в российские акции был не столь агрессивным, хотя и сокращать наиболее крупные позиции он не спешил. За 2012 г. число бумаг в его портфеле сократилось с 68 до 63 компаний. На конец 2007 г. в его портфеле были бумаги 13, а на конец 2008 г. – 46 российских компаний.

Зато стоимость портфеля выросла – с $4,2 млрд до $4,54 млрд. Индекс ММВБ в прошлом году прибавил 5,2%, MSCI Russia – 9,6%.

Фонд также увеличил долю префов «Транснефти» с 1,35 до 3,17% (от акций этого типа). Весной прошлого года на совещании по ТЭКу (копия протокола есть у «Ведомостей») «Транснефть» приводила доводы против приватизации, в частности такой: сам факт появления новых акционеров несет в себе серьезные риски для ее работы – недружественные акционеры смогут влиять на принятие решений и реализацию стратегических для государства проектов. Теперь представитель «Транснефти» заявил «Ведомостям», что компанию волнует не скупка акций, а ситуация со спекуляциями бумагами: «Мы всегда выступали против большой волатильности акций. А пенсионные фонды обычно не занимаются спекулятивными операциями, поэтому наше отношение к тому, что норвежский фонд покупает наши привилегированные акции, нейтральное».

Крупнейшими позициями норвежского фонда в России остаются «Газпром» и «Лукойл» (стоимость пакетов – по $1 млрд), а также Сбербанк ($614 млн). Однако фонд инвестирует и в менее ликвидные бумаги – «Квадру», «Черкизово», «Соллерс», Гайский ГОК и др.

Такие фонды – «это инвесторы, о которых только и можно мечтать», признает менеджер крупного инвестбанка: именно такие нужны компаниям, и только такие – купив, они продают самое раннее через три года, это те самые длинные деньги.