США захватывают рынки нефтепродуктов за счет сланцевого бума

Благоприятная для США конъюнктура сделала американские нефтепродукты конкурентоспособными даже на Ближнем Востоке
Bloomberg

Американские нефтеперерабатывающие компании продают за границу рекордные в истории страны объемы нефтепродуктов, фактически экспортируя энергетический бум США в разные части мира, пишет газета The Wall Street Journal.

В условиях роста добычи сравнительно дешевой сланцевой нефти, в том числе из формации Eagle Ford на юге штата Техас, американские НПЗ побережья Мексиканского залива все чаще используют местное сырье, которое дешевле североморской нефти, перерабатываемой европейскими НПЗ. Это приводит к тому, что дизтопливо и другие нефтепродукты, произведенные в США, обходятся покупателям дешевле даже с учетом транспортных издержек, пишет WSJ.

Законы США запрещают экспорт практически всей сырой нефти, но НПЗ могут экспортировать нефтепродукты, произведенные из сырой нефти, в частности бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.

В июле американские нефтеперерабатывающие компании отгружали потребителям рекордные 3,8 млн баррелей нефтепродуктов в день, следует из последних данных Управления по энергетической информации США за месяц. Это почти на 65% выше уровня экспорта 2010 г., когда сланцевый бум только начинался, причем теперь американские нефтепродукты покупают даже в Африке и на Ближнем Востоке.

"Суть в том, что американские НПЗ продвигают продукт во всем мире, - говорит руководитель отдела глобальных исследований Bank of America Merrill Lynch Франциско Бланш. - Просто потому, что имеют такую возможность. У них огромные объемы". Еще одна причина - сокращение внутреннего потребления: автомобилисты США покупают меньше бензина во многом благодаря более экономичным автомобилям, даже несмотря на то, что цена на бензин упала в прошлом году до $3,35 за галлон с $3,82 годом ранее. "Это счастливое стечение обстоятельств, что наши потребности сократились, в то время как поставки сырой нефти и спрос на продукцию выросли в другом месте", - отмечает энергетический экономист из Университета Хьюстона Эд Хырс.

Экспорт в Азию в этом году вырос на треть, причем больший спрос был обеспечен не Японией - традиционным покупателем американского топлива, а Китаем и Индией, которые пытаются развивать собственную нефтепереработку. Как отмечает WSJ, у таких латиноамериканских стран, как Бразилия и Венесуэла, также проснулся «волчий аппетит» к американскому топливу. Здесь это объясняется старением инфраструктуры нефтепереработки, которая не может угнаться за спросом. Поставки топлива в этот регион выросли на 5% в этом году с января по июль до более чем 1,6 млн баррелей в день.

Также возникли новые рынки, которые заинтересованы в поставках американского топлива, - это Западная Африка, прежде всего Нигерия, где импорт топлива из США вырос на 60% в первом полугодии. Страны Северной Африки, вдоль побережья Средиземного моря, импортировали на 52% больше топлива из США в этом году. Эти области традиционно обслуживались европейскими НПЗ, но у последних свои проблемы: высокие затраты на сырье, избыточность и неэффективность мощностей, экономический кризис.

Экспорт топлива из США в Европу с период 2007-2012 гг. удвоился, в то время как по меньшей мере 15 неэффективных заводов на континенте были закрыты. Но потом спрос в Европе настолько сократился в результате кризиса, что поставки топлива из США через Атлантику в 2013 г. упали почти на 19% до чуть более 500 000 баррелей в день. Несмотря на недавнее падение, американские НПЗ продолжают отнимать долю рынка у своих европейских коллег, причем не только в Средиземном море и Африке, но и в больших городах на Восточном побережье США. Европейские НПЗ, которые экспортировали туда бензин с 1980 г., пострадали от падения на 22,5% в этом году.