Финансы
Бесплатный
Анастасия Агамалова

США захватывают рынки нефтепродуктов за счет сланцевого бума

Благоприятная для США конъюнктура сделала американские нефтепродукты конкурентоспособными даже на Ближнем Востоке
Bloomberg

Американские нефтеперерабатывающие компании продают за границу рекордные в истории страны объемы нефтепродуктов, фактически экспортируя энергетический бум США в разные части мира, пишет газета The Wall Street Journal.

В условиях роста добычи сравнительно дешевой сланцевой нефти, в том числе из формации Eagle Ford на юге штата Техас, американские НПЗ побережья Мексиканского залива все чаще используют местное сырье, которое дешевле североморской нефти, перерабатываемой европейскими НПЗ. Это приводит к тому, что дизтопливо и другие нефтепродукты, произведенные в США, обходятся покупателям дешевле даже с учетом транспортных издержек, пишет WSJ.

Законы США запрещают экспорт практически всей сырой нефти, но НПЗ могут экспортировать нефтепродукты, произведенные из сырой нефти, в частности бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.

В июле американские нефтеперерабатывающие компании отгружали потребителям рекордные 3,8 млн баррелей нефтепродуктов в день, следует из последних данных Управления по энергетической информации США за месяц. Это почти на 65% выше уровня экспорта 2010 г., когда сланцевый бум только начинался, причем теперь американские нефтепродукты покупают даже в Африке и на Ближнем Востоке.

"Суть в том, что американские НПЗ продвигают продукт во всем мире, - говорит руководитель отдела глобальных исследований Bank of America Merrill Lynch Франциско Бланш. - Просто потому, что имеют такую возможность. У них огромные объемы". Еще одна причина - сокращение внутреннего потребления: автомобилисты США покупают меньше бензина во многом благодаря более экономичным автомобилям, даже несмотря на то, что цена на бензин упала в прошлом году до $3,35 за галлон с $3,82 годом ранее. "Это счастливое стечение обстоятельств, что наши потребности сократились, в то время как поставки сырой нефти и спрос на продукцию выросли в другом месте", - отмечает энергетический экономист из Университета Хьюстона Эд Хырс.

Экспорт в Азию в этом году вырос на треть, причем больший спрос был обеспечен не Японией - традиционным покупателем американского топлива, а Китаем и Индией, которые пытаются развивать собственную нефтепереработку. Как отмечает WSJ, у таких латиноамериканских стран, как Бразилия и Венесуэла, также проснулся «волчий аппетит» к американскому топливу. Здесь это объясняется старением инфраструктуры нефтепереработки, которая не может угнаться за спросом. Поставки топлива в этот регион выросли на 5% в этом году с января по июль до более чем 1,6 млн баррелей в день.

Также возникли новые рынки, которые заинтересованы в поставках американского топлива, - это Западная Африка, прежде всего Нигерия, где импорт топлива из США вырос на 60% в первом полугодии. Страны Северной Африки, вдоль побережья Средиземного моря, импортировали на 52% больше топлива из США в этом году. Эти области традиционно обслуживались европейскими НПЗ, но у последних свои проблемы: высокие затраты на сырье, избыточность и неэффективность мощностей, экономический кризис.

Экспорт топлива из США в Европу с период 2007-2012 гг. удвоился, в то время как по меньшей мере 15 неэффективных заводов на континенте были закрыты. Но потом спрос в Европе настолько сократился в результате кризиса, что поставки топлива из США через Атлантику в 2013 г. упали почти на 19% до чуть более 500 000 баррелей в день. Несмотря на недавнее падение, американские НПЗ продолжают отнимать долю рынка у своих европейских коллег, причем не только в Средиземном море и Африке, но и в больших городах на Восточном побережье США. Европейские НПЗ, которые экспортировали туда бензин с 1980 г., пострадали от падения на 22,5% в этом году.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать