Сбербанк снизит рентабельность капитала и удвоит активы к 2018 г.

Наблюдательный совет Сбербанка одобрил стратегию развития на 2014-2018 годы

Новую стратегию развития на 2014-2018 гг. представил вчера президент Сбербанка Герман Греф. К 2019 г. банк намерен удвоить прибыль и активы. За 2008-2013 гг. они выросли в 3,5 и 3 раза соответственно, тем не менее председатель наблюдательного совета госбанка, экс-председатель ЦБ Сергей Игнатьев назвал ее «амбициозной».

Основания для такой оценки содержатся в презентации банка: следующие пять лет будут непростыми для всей экономики и банковской отрасли, предупреждает он. Мировая экономика будет менее стабильной, регулирование ужесточится, поведение клиентов и технологии радикально изменятся, а масштаб и сложность бизнеса возрастут - все это приведет к замедлению роста банковского сектора, снижению его рентабельности (см. инфографику) и может вызвать дефицит капитала.

Рентабельность капитала за пять лет снизится с 20,5-21,5 до 18-20%, говорится в презентации банка, а бизнес будет расти на 14-16% в год. Чистая процентная маржа Сбербанка сократится на 100-120 базисных пунктов (в этом году ожидается 5,9%), уточнил член правления Денис Бугров, но будет выше ожидаемых среднерыночных 4,5%. Получается, что маржа Сбербанка может составить 4,7-4,9%.

В последние годы маржа банковского бизнеса из-за возросшей конкуренции и давления регулятора на отрасль «снижалась драматическими темпами», напомнил Греф. С учетом слабых макроэкономических прогнозов запланированные банком темпы роста достаточно высоки, отметил он.

Выдержать их банк рассчитывает прежде всего за счет розницы и бизнеса за пределами России. Розничный бизнес (17-18%) будет расти быстрее корпоративного (15%), а активы Сбербанка за рубежом будут расти в 2,5-3 раза быстрее, их доля в структуре активов группы будет расти, рассказал Бугров. Доля полученной за рубежом прибыли, по его словам, вырастет с 5-7 до 9-10%.

Понимая, что число клиентов не будет расти так же быстро, как прежде (сейчас у Сбербанка, по словам Бугрова, 65 млн активных клиентов), Сбербанк намерен продавать им больше продуктов и увеличить долю операций, которые возможно совершать дистанционно, говорит Бугров. За пять лет количество продуктов, продаваемых одному клиенту, должно вырасти примерно в 1,5 раза (см. инфографику).

Сбербанк сохранит дивиденды на уровне 20% чистой прибыли по МСФО, но при благоприятной ситуации может их увеличить.

Предыдущую стратегию госбанк в основном выполнил, следует из его презентации: увеличил активы и прибыль больше запланированного, рентабельность капитала превышала 20%, успешно прошел кризис, не сдал позиции и улучшил сервис. Если прежде менеджмент стремился повернуть банк лицом к клиенту, автоматизировать ручной труд, развивать сотрудников, то теперь его девиз, по словам Грефа, уже «не «лицом к клиенту», а «с клиентом на всю жизнь».

Неудачи Сбербанка связаны с сокращением расходов. Ему не удалось снизить отношение чистых операционных затрат к чистому операционному доходу с 46 до 40% - в новой стратегии цель по этому показателю сохранилась: 40-43%. Перекочевали в новую стратегию и численность персонала и отделений: госбанк собирался ежегодно снижать штат на 3-5%, чтобы к 2014 г. осталось 200 000-220 000 человек. Теперь довести количество сотрудников до 220 000 человек планируется к 2019 г. Ротация кадров в Сбербанке очень активная, говорит Греф: часть людей сменит работу, часть уйдет на пенсию. Сокращение расходов - это вопрос автоматизации банковских операций и сокращения избыточного персонала, отмечает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков.

В стратегии по-прежнему нет цели по капитализации. В 2008 г. Сбербанк планировал заложить в нее цель утроить свою стоимость к 2014 г., но из-за кризиса этот пункт был исключен.

Эксперты в целом согласны с тем, как банк оценивает ситуацию, и одобряют его планы. «Конечно, это более агрессивный сценарий, чем мы предполагали», - говорит старший аналитик группы БКС Ольга Найденова, называя план амбициозным, но реалистичным. Сбербанк, по ее мнению, может вырасти за счет конкурентов: в нынешних жестких внешних условиях немногие банки могут тягаться с лидером. У Сбербанка есть преимущества в плане и фондирования, и лоббистских возможностей, и продвижения массовых продуктов, поскольку он может экономить за счет масштабов, перечисляет она.

Новая стратегия выглядит очень серьезной и амбициозной, согласен глава аналитического департамента JPMorgan в России Александр Кантарович: чтобы удвоить активы и прибыль к 2018 г., придется повысить эффективность.

На российском рынке добиться такого роста будет сложно, считает Волков. Он сомневается, что рост будет полностью органическим: «Возможно, Сбербанк будет рассматривать не прямое присоединение других банков, а, например, возможность передачи их качественных активов на свой баланс».

Рост бизнеса, видимо, останется для Сбербанка приоритетом по отношению к выплате дивидендов, отмечает Кантарович. Обыкновенные акции Сбербанка вчера подорожали на 2,4%, привилегированные - на 0,8%. Индекс ММВБ вырос на 1,1%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать