ЕС может закрыть российским госбанкам доступ на европейский рынок капитала

Запрет может касаться размещения их акций и облигаций, покупки этих бумаг европейцами, также предлагаются ограничения на поставки энергетического оборудования, продукции оборонного и двойного назначения
Д. Абрамов/ Ведомости

Подобные санкции, если они будут приняты, окажутся гораздо более жесткими, чем секторальные санкции, недавно обнародованные Соединенными Штатами. Они запретили предоставлять долговое (сроком от 90 дней) и акционерное финансирование Газпромбанку и ВЭБу, а также долговое финансирование «Роснефти» и «Новатэку» лицам из США и с территории США.

Дипломаты стран Европейского союза на сегодняшней встрече обсудят предложения о введении новых санкций против России, включающих в том числе значительные ограничения для ее доступа на европейские рынки капитала. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на 10-страничный документ, подготовленный Еврокомиссией и вечером в среду разосланный для ознакомления в столицы стран ЕС. Эта версия (финальная, по утверждению FT) оказалась в распоряжении газеты, документ называется «Примерный начальный список адресных мер в таких областях, как доступ к рынкам капитала, продукция оборонного и двойного назначения и чувствительные технологии».

Отрезать от рынков капитала

Среди предлагаемых к рассмотрению мер, по данным FT, - запрет всем европейцам покупать где-либо в мире новые долговые инструменты и акции, выпускаемые государственными банками России. Другая мера - запретить российским госбанкам размещать акции на европейских биржах; это позволит ограничить их доступ в том числе к неевропейским инвесторам, которые могут покупать бумаги в Лондоне и на других европейских площадках.

Ограничений на покупки гособлигаций России вводить не предлагается, потому что российские власти в ответ могут наложить запрет на покупку облигаций правительств стран ЕС, говорится в документе. В нем отмечается, что в прошлом году государственные финансовые институты из России разместили на рынках ЕС облигации на 7,5 млрд евро из общего объема 15,8 млрд евро. А в 2004-2012 гг. российские компании привлекли на европейских рынках капитала $48,4 млрд, из них госбанки - $16,4 млрд. «Эта мера будет означать запрет любым лицам из ЕС на инвестиции где-либо в мире в долговые инструменты, акции и похожие финансовые инструменты со сроком погашения более 90 дней, выпущенные российскими государственными банками после вступления в силу ограничительных мер», - говорится в документе.

Европейские инвестбанки и консультанты также не смогут участвовать в каких-либо новых размещениях бумаг российскими банками, подпавшими под санкции, и предоставлять им какие-либо услуги, связанные с выходом на рынки капитала.

Ограничения не будут касаться российских банков, доля государства в которых менее 50%, уточняет The Wall Street Journal, которой также удалось ознакомиться с документом.

Атмосфера неопределенности

Существование такого документа с набором потенциальных ограничительных мер впервые демонстрирует, насколько активно Брюссель ведет подготовку к введению масштабных санкций, которые могут нанести сильный удар по российской экономике, отмечает FT. «Ограничение доступа на рынки капитала российским государственным финансовым институтам увеличит для них стоимость привлечения капитала и уменьшит их способность финансировать российскую экономику, если только российские власти не предоставят им значительное финансирование, - говорится в документе. - Оно также будет способствовать росту неопределенности на рынках, что может повлиять на деловой климат и ускорить отток капитала».

На пять крупнейших банков страны (согласно рэнкингу “Интерфакс-ЦЭА” это Сбербанк, ВТБ и его розничная дочка “ВТБ 24”, а также Банк Москвы и Газпромбанк) приходится 51,3% активов всей банковской системы (это кредиты, ценные бумаги и пр. активы). Кроме того, они контролируют более половины рынка депозитов населения, которые до последнего времени были основным источником ликвидности в системе. Однако в последние несколько месяцев практически все эти банки активно привлекают средства от Центробанка и Минфина. На 1 июля они привлекли в общей сложности 5 трлн руб. (40%-ный рост с начала года): 3,9 трлн руб. от ЦБ, и еще почти 1 трлн от бюджетов всех уровней.

“Чтобы заткнуть дыру, банкам придется обращаться за государственным финансированием, что еще больше осложнит ситуацию с федеральным бюджетом”, - отмечается в документе.

Атмосфера же неопределенности в отношении дальнейшего развития ситуации на рынках и в экономике России уже влияет на решения институциональных инвесторов. Государственный пенсионный фонд Норвегии, активы которого составляют $890 млрд (это крупнейший суверенный инвестиционный фонд в мире), может пересмотреть свои вложения в российские активы из-за возможного расширения санкций ЕС, сообщает сегодня Bloomberg. «Если инвестиции нефтяного фонда будут затронуты экономическими санкциями в отношении России, которые Норвегия поддерживает», фонду «нужно будет провести необходимые корректировки, чтобы приспособиться к новой ситуации», сказал представитель министерства финансов Норвегии Рунар Малкенес.

Сегодняшняя встреча руководителей министерств иностранных дел стран ЕС будет первой, на которой будет официально обсуждаться широкий спектр санкций против секторов российской экономики. Однако запрет на доступ к европейским рынкам капитала все же маловероятен, пишет FT: эту меру должны одобрить правительства всех 28 стран ЕС, тогда как некоторые из них регулярно высказывали нежелание прибегать к столь масштабным секторальным санкциям.

Тем не менее финансовым мерам посвящен самый большой раздел документа.

Не ожидается, что дипломаты примут решение по предложениям о введении новых санкций на нынешней встрече, которая может продолжиться и в пятницу, пишет WSJ. Правительства ряда стран опасаются сильно ужесточать позицию по отношению к России и хотят в течение нескольких дней проанализировать потенциальное воздействие предлагаемых мер на собственные экономики, цитирует газета европейского дипломата.

Сегодня и завтра министры иностранных дел прежде всего расширят уже имеющийся список (в котором 72 фамилии и две крымские компании), добавив в него новых людей и не менее 10 организаций, которые, как считают в ЕС, несут ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию ситуации на юго-востоке Украины. В числе последних будут "сепаратистские самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики и полдюжины расположенных в Крыму российских компаний, выигравших от присоединения полуострова к России", пишет WSJ со ссылкой на слова европейских дипломатов. Также уже в пятницу может быть принято решение о введении запрета на выдачу виз и замораживании активов людей из близкого круга президента Владимира Путина, включая нескольких близких к Кремлю олигархов.

Другие меры

Среди прочих мер, предлагаемых к рассмотрению, одна из самых жестких предполагает ограничение на экспорт «чувствительных технологий», включая некоторые виды оборудования для энергетического сектора. Предполагается введение лицензионной системы по аналогии с той, что действует в случае с Ираном, которая затронет оборудование в трех секторах: глубоководное бурение, геологоразведка в Арктике и добыча сланцевой нефти. В более ранних версиях документа речь шла также о проектах, связанных с добычей газа, однако в итоговый вариант они не включены, пишет FT. Тем не менее введение подобных санкций может ударить по ряду проектов. Россия, например, рассчитывает начать добычу на новых сложных месторождениях, таких как Баженовская свита, богатая сланцевой нефтью, и на шельфе Карского моря. В правительстве и нефтяных компаниях, в частности, ожидают, что сланцевая нефть позволит компенсировать падение традиционной добычи.

Годовой объем экспорта технологий, связанных с энергетикой, из ЕС в Россию составляет лишь 150 млн евро, однако ограничения будут чувствительны для российских компаний, поскольку они не смогут найти ключевые компоненты оборудования в других местах, отмечается в документе. Тем более что США тоже рассматривают возможность введения ограничений на поставки оборудования для энергетического сектора.

Если Москва не будет содействовать разрешению украинского кризиса, ЕС не намерен оказывать ей техническую помощь в разработке месторождений на арктическом шельфе, заявил вчера еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. В этом случае "у нас нет причин способствовать развитию ее промышленности и нефтегазовых ресурсов и, таким образом, оборудование может оказаться в списке санкций», сказал он (цитата по Reuters).

«России нужны технологии ЕС, чтобы развивать одни из наиболее конкурентных и экспортоориентированных секторов экономики, включая энергетику и производство стали. Возможность заменить такую продукцию и технологии, выпускаемые в ЕС или США, низка ввиду вероятного отсутствия схожей продукции», - говорится в документе Еврокомиссии.

Среди других рассматриваемых мер - эмбарго на поставки вооружения, хотя, как отмечается в документе, ЕС экспортирует в Россию такой продукции лишь на 300 млн евро, тогда как Россия поставляет в Европу вооружений на 3,2 млрд евро (в основном в страны бывшего Варшавского договора). Рост напряженности в этом секторе может привести к сокращению российского экспорта.

Еврокомиссия также выявила экспорт продукции двойного назначения на 20 млрд евро, который тоже можно ограничить или запретить. Однако она рекомендует поначалу ограничится «высокочувствительной продукцией» на 4 млрд евро, такой как машинное оборудование и «высокопроизводительные компьютеры и электроника».