Минэкономразвития: при покупке непубличных компаний обязательная оферта не нужна

Минэкономразвития хочет освободить покупателей непубличных компаний от необходимости выставлять обязательную оферту их совладельцам. Инвесторы видят в этом удар по их правам
Миноритарии недовольны новыми поправками в закон об АО, предложенными Минэкономразвития /М. Стулов

Все акционерные общества, у которых сейчас нет листинга акций, 1 сентября могут стать непубличными и к ним перестанут применяться нормы об обязательной оферте, беспокоится директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Таких АО очень много - это весь список RTS Board (акций, которые на организованных торгах не обращаются) - и у них много акционеров, рассказывает он. Подавляющее большинство ОАО по новым правилам будут считаться непубличными, согласен замруководителя департамента фонда «Сколково» Максим Распутин.

Требование выставлять обязательную оферту будет распространяться только на покупателей публичных компаний, следует из проекта Минэкономразвития с поправками в ряд законов (в том числе об АО). Документ опубликован на портале regulation.gov.

Сейчас покупатель акций ОАО при превышении порогов в 30, 50 и 75% капитала выставляет остальным акционерам обязательную оферту о выкупе их акций. В мае президент Владимир Путин подписал поправки в Гражданский кодекс, которые упраздняют деление акционерных обществ на открытые и закрытые. С 1 сентября вместо них будут публичные и непубличные компании. Основное отличие - наличие или отсутствие у компании листинга на бирже. В связи с этим и потребовались поправки в другие законы.

Чтобы избежать обязательных оферт при покупке акций в неторгуемых активах, компании используют разные схемы. Один из вариантов - быстрый выход (в течение 35 дней) из капитала сразу после покупки. В 2012 г. «дочка» «Мечела» «Мечел-транс» после покупки 73,33% обыкновенных акций порта Ванино перепродала 71,8% акций кипрским Sedmino Investments, Opern Trade и Travine Traiding. Эти три компании - структуры владельца «Мечела» Игоря Зюзина, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с деталями сделки. «Газпром» при покупке газораспределительных организаций у «Роснефтегаза» (из купленных 72 организаций в 38 были миноритарии) признал продавца своим аффилированным лицом - сделки между связанными компаниями не требуют обязательной оферты. С принятием закона будет достаточно сослаться на то, что покупается непубличная компания.

Непонятно, почему новое деление компаний должно само по себе лишать акционеров права предъявлять акции к выкупу контролирующим акционером, удивляется Спирин. Смена или концентрация контроля в непубличных компаниях точно так же влияет на миноритариев, как и в случае с публичными организациями, возмущается он: «У них должны быть одинаковые инструменты защиты их интересов». Было бы правильно распространить требование об обязательной оферте на все компании, считает партнер King & Spal­ding Илья Рачков: «Миноритарии по определению более слабая сторона».

Нельзя сказать, что и сейчас права миноритариев нелистингованных ОАО надежно защищены, отмечает Распутин: цена выкупа определяется независимым оценщиком и часто существенно ниже рыночной. Механизм обязательной оферты не защищает даже акционеров публичных компаний, скептичен федеральный чиновник: «От него пытаются уклониться все». Новый подход соответствует международным стандартам - по Европейской директиве о поглощениях право на оферту есть только у миноритариев публичных компаний, говорит Распутин.

Как минимум необходимо, чтобы нормы об обязательном предложении продолжали применяться для всех компаний, которые были ОАО до 1 сентября, предлагает Спирин. Миноритарии непубличных компаний могут заключать акционерные соглашения с условиями, которые предусматривают специальную премию для акционеров при смене контроля, предлагает Распутин.