Китаю приходится выбирать между финансовой реформой и экономическим ростом

Меры правительства Китая по стимулированию экономики оказались недостаточными, чтобы противостоять спаду на рынке недвижимости и снижению производственной активности
Lam Yik Fei/ Bloomberg

Пекин стремился избежать масштабных программ по стимулированию экономики, которые помогли бы ускорить ее рост в краткосрочной перспективе, но помешали попыткам провести более долгосрочные реформы. В этом году правительство направляло кредиты на строительство жилой недвижимости и железных дорог. Но впервые с 1998 г. Китай может не достичь цели по росту ВВП, которая в этом году составляет 7,5%. В выходные были опубликованы данные, согласно которым промышленное производство в августе вросло на 6,9% по сравнению с августом 2013 г.; это минимальное значение со времен финансового кризиса.

Теперь властям необходимо решить, применять ли более существенные меры, например снижение процентных ставок, или смириться с более медленным экономическим ростом, пишет The Wall Street Journal. «Есть нижний уровень, который они не потерпят, - считает экономист Capital Economics Джулиан Эванс-Притчард. - Но мы его еще не достигли».

Руководство Народного банка Китая (НБК) долгое время настаивало на финансовых реформах. Они должны были подстегнуть конкуренцию между крупнейшими госбанками и способствовать росту покупательной способности населения. Для этого НБК планировал предоставлять банкам займы по сниженным ставкам и право самим решать, как выдавать кредиты. Предполагалось, что они будут одалживать больше средств коммерческим предприятиям, а не вкладывать их в государственные проекты с низким уровнем риска.

Также финансовая реформа предполагает либерализацию ставок по банковским депозитам, что должно произойти в следующие два года. Сейчас ставки не должны превышать 3,3%, что обеспечивает банкам дешевый источник фондирования. Если ставки повысятся, банкам придется лучше анализировать риски. По мнению экономистов, они станут чаще выдавать кредиты частным заемщикам под более высокие проценты, а не своим основным клиентам - госкомпаниям. Но это может негативно отразиться на экономическом росте в краткосрочной перспективе. Пока же, отмечает экономист UBS China Тао Вань, действия НБК направлены на стимулирование экономики.

В отличие от западных центробанков НБК не является независимым институтом, поэтому десятилетиями давал указания банкам выдавать кредиты, обусловленные политическими интересами. Как выяснила WSJ, то же произошло и с первым кредитом, выданным в рамках новой программы. Займ в размере 1 трлн юаней ($162 млрд) получил Китайский банк развития, занимающийся привлечением средств для инфраструктурных проектов. Как рассказали газете китайские чиновники и экономисты, знакомые с ситуацией, руководители банка лоббировали выделение ему кредита по сниженной ставке. В результате, по словам чиновников, Госсовет Китая дал указание НБК предоставить Китайскому банку развития кредит под 4,5% (что существенно ниже текущих ставок) для целей стимулирования экономики.

«Никто больше не ждет роста ВВП на уровне 10%, но есть большая неопределенность относительно того, как произойдет переход от модели роста, основанного на капиталовложениях», к модели, где основным двигателем экономики является потребление, отмечают аналитики Gavekal Dragonomics.

В последние недели экономическая обстановка в Китае ухудшилась. Рынок недвижимости, испытывающий проблемы из-за избытка построенного жилья, продолжил сокращаться. При этом четвертая часть китайской экономики связана с недвижимостью, отмечают экономисты. Поэтому, согласно статистике, в августе ухудшилась ситуация на имеющих к ней отношение рынках стекла, цемента, мебели и бытовой электроники.

По данным министерства торговли Китая, приток прямых иностранных инвестиций составил в августе $7,2 млрд. Это самый низкий уровень с июля 2010 г. и на 14% меньше, чем в августе 2013 г. В июле приток сократился на 17%.

Причиной этого может быть недовольство транснациональных корпораций антимонопольной кампанией правительства Китая, пишет Financial Times. Она затронула многих крупнейших мировых автопроизводителей, включая Audi и Chrysler, а также таких технологических гигантов, как Microsoft и Qualcomm.

В результате некоторые западные компании были вынуждены снизить цены на свою продукцию, подвергались проверкам, заплатили штрафы. При этом крупные китайские государственные компании пока не были объектом преследования местных антимонопольных органов, отмечают руководители западных компаний.