Госдума может еще сильней ужесточить законопроект о возбуждении налоговых дел

В соответствии с ним следователь сможет возбудить дело, не дожидаясь ответа налоговой
Денис Абрамов/ Ведомости

Законопроект, возвращающий следователям право возбуждать налоговые дела без согласия налоговиков, был внесен в Госдуму год назад президентом Владимиром Путиным. Недавно поправки в УПК были приняты во втором чтении. К третьему чтению законопроект опять поменялся (опубликован на сайте asozd2.duma.gov.ru).

Принятый во втором чтении проект предусматривал такую процедуру: Cледственный комитет (СКР), получив сообщение о преступлении, отправляет в налоговый орган копию сообщения со своими материалами и предварительным расчетом недоимки. В течение 15 дней налоговый орган должен представить заключение. Получив ответ, СКР может возбудить дело, даже если ФНС не подтвердила факт недоимки. Тем не менее следователь обязан был выждать этот срок и только после этого получал бы право возбудить дело.

В новой версии законопроекта такого ограничения нет. Уголовное дело может быть возбуждено до получения из налогового органа ответа "при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления", следует из законопроекта.

Такая норма была в тексте поправок, которые Кремль, ФНС и СКР согласовали летом, но по настоянию бизнеса ее удалось исключить из версии законопроекта, принятой во втором чтении, объяснял член РСПП. Защиты от фиктивных налоговых дел при такой конструкции не будет, объяснял он: «Следователь сам может решить, «достаточны» ли его материалы для возбуждения или нет - даже формального внешнего контроля больше нет».

Связаться с председателем комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым не удалось.

15 дней - очень сжатый срок для ответа, и раньше это было скорее формальностью, но иногда даже за 15 дней можно подготовить содержательный ответ, объясняет другой человек, близкий к РСПП. К примеру, если налоговая уже проводила проверку по обстоятельствам, выявленным следствием. "Так что в таком виде это ужесточение", - констатирует собеседник "Ведомостей". Следователю совсем не дают полную свободу, уверяет сотрудник аппарата Госдумы: ведь он может возбудить дело только при наличии «достаточных данных».

Это никакое не ограничение, возражает партнер юрфирмы "Налоговик" Роман Терехин: на самом деле уголовное дело и сейчас может быть возбуждено только "при наличии достаточных данных". Так что, получается, в новой версии закона ограничения для СКР почти полностью отменят, подчеркивает Терехин, останется только формальный политес - запросить мнение налоговой инспекции.

Сотрудник аппарата Госдумы успокаивает: даже если дело будет возбуждено, а у следователя - к примеру подкупленного - будут недостаточные доказательства, суд примет сторону налогоплательщика. Поэтому ему все равно лучше дождаться ответа налоговой, это и может стать аргументом в суде. Но даже если дело развалится в суде, следователи успеют доставить бизнесу массу неприятностей, возражает Терехин: самое опасное для бизнес-процессов не суд, а расследование уголовного дела - этого достаточно, чтобы «закошмарить».

Налоговый орган все равно не может за 15 дней дать содержательный ответ: если проверка еще не проводилась, это будет лишь информация об этом, объяснял чиновник, близкий к ФНС. А в таком случае нет никакого смысла дожидаться ответа налоговой: это пустое ожидание, при том, что за этот срок преступники успеют уничтожить все следы преступления, заключает сотрудник Госдумы.

В законопроекте появилось еще одно изменение: в предыдущей версии ФНС должна была предоставить следователям «заключение и иные документы, составленные по результатам рассмотрения материалов от СКР». По новой версии, ФНС просто предоставляет информацию о собственных проверках, есть три варианта ответа: проверка уже была, и ее материалы направляются в СКР; проверка еще проводится; проверка не проводилась, и сведений о нарушениях нет. Такого рода ответ от налоговой также не нравился бизнесу, говорил член РСПП. Союз настаивал именно на том, чтобы налоговая давала именно заключение и хотел прописать требование, чтобы ответ был содержательным, "ответ, что проверка еще не проводилась - «формальная отписка». Налоговая, например, могла бы подтвердить, правильно ли следователи трактуют нормы Налогового кодекса или верно ли понимают применение той или иной льготы, объясняет член РСПП.