Банк России заключил валютный своп с ЦБ Китая на $24,5 млрд

Банк России заключил валютный своп с ЦБ Китая на $24,5 млрд. Вынудило охлаждение отношений с Западом, уверены банкиры
Brent Lewin/ Bloomberg

Российский ЦБ открыл своп-линию с Народным банком Китая (НБК) на 150 млрд юаней (около $24,5 млрд) на три года, сообщил ЦБ. Проект соглашения о свопах в национальных валютах ЦБ разработал в августе.

Цель - создать условия для развития двусторонней торговли и взаимных инвестиций, пишет ЦБ, не придется приобретать валюту на рынке. Логичный шаг, учитывая закрытие внешних рынков капитала, считает президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов: учитывая рост взаимной торговли и долгосрочные контракты на поставку российских энергоносителей в КНР, уход от доллара выглядит оправданным с точки зрения снижения курсовых рисков.

Торговля России с Китаем в 2013 г. увеличилась на 1,7% до $88,8 млрд, за первое полугодие 2014 г. - $43 млрд, российский экспорт - $19 млрд (вырос на 10%). Цель - увеличить оборот до $100 млрд, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В мае «Газпром» и CNPC подписали 30-летний договор о поставках 38 млрд куб. м газа в год начиная с 2019 г., общая цена контракта - $400 млрд. В ноябре может быть подписан еще один газовый контракт, говорил министр энергетики Александр Новак.

Своп - вынужденный шаг: из-за западных санкций российским компаниям не хватает дешевых кредитов, скептичны два сотрудника иностранных банков. Россия старается сбалансировать внешнеполитический курс и ищет новых партнеров, уверен сотрудник Еврокомиссии. Шувалов в сентябре предложил сокращать долларовые расчеты со странами Азии и заключать новые экспортные контракты с ними в рублях. Санкции вынуждают российские компании перенастраивать финансовую и банковскую деятельность на Азию, констатирует старший партнер Macro Advisory Крис Уифер.

НБК не является независимым институтом, пишет Economist In­telligence Unit. Ключевые решения НБК принимает с одобрения госсовета КНР, говорит ответственный секретарь Российско-китайской палаты Сергей Санакоев. Пекин пока не готов на полную либерализацию финансового рынка, но договорился сотрудничать с Москвой по созданию режима благоприятствования в двусторонней торговле, признавал Шувалов.

Госсовет КНР несколько лет назад поставил задачу сделать юань конкурентом доллара. Но пока большинство западных площадок избегают расчетов в юанях из-за установленных китайским ЦБ ограничений на перемещение капитала. Либерализация курсовой политики - одна из ключевых реформ, отмечает Мамонтов.

При внутренних политических ограничениях Китай активно использует двусторонние валютные свопы для интернационализации юаня, рассказывает Мамонтов. По данным НБК, заключены свопы более чем с 20 центробанками других стран, в их числе Банк Англии, Европейский центробанк и Резервный банк Австралии.