ВЭБ поможет построить платную дорогу Москва - Санкт-Петербург

ВЭБ может предоставить деньги на строительство платной дороги Москва - Петербург. Найти частные инвестиции на проект оказалось сложно
Денис Абрамов/ Ведомости

ВЭБ рассматривает участие в финансировании платной дороги М11 Москва - Санкт-Петербург, сообщил банк. Речь идет об участке с 543-го по 684-й км, на подъезде к Санкт-Петербургу. Контракт на строительство и обслуживание дороги достался ООО «Магистраль двух столиц». Это специальная проектная компания «ВТБ капитала» (49,5%), французской Vinci и турецкой Ic Ictas. Стоимость строительства - 88,6 млрд руб., из них 57,6 млрд даст государство, оставшийся 31 млрд руб. должна привлечь сама компания.

Какую часть финансирования ВЭБ готов предоставить «Магистрали двух столиц», представители госкорпорации и «ВТБ капитала» не говорят. ВЭБ прорабатывает условия финансирования с другими участниками проекта, сообщил его представитель. Подписан меморандум о сотрудничестве, сумма займа еще не определена, говорят два человека, близких к участникам переговоров.

ВЭБ уже участвовал в финансировании платных дорог. Банк дал 25 млрд руб. на строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, обеспечив 36% всех привлеченных инвестиций. А совместно со Сбербанком ВЭБ также выдал 29 млрд руб. на строительство стартового участка платной дороги Москва - Санкт-Петербург из необходимых 41 млрд руб.

У ВЭБа недостаточно компетенций, чтобы с самого начала участвовать в структурировании проекта, поэтому госкорпорация предпочитает входить в проект на поздней стадии, объясняет сотрудник инфраструктурной компании.

Подобные инфраструктурные проекты в отличие, например, от предоставления помощи частным компаниям, испытывающим финансовые трудности, полностью соответствуют мандату ВЭБа как института развития, замечает Борис Копейкин из S&P. Учитывая недостаток длинных денег в экономике, ВЭБ как раз и призван помочь заемщику привлечь долгосрочное финансирование, если на рыночных условиях это сложно или невозможно, продолжает он. Привлечь финансирование под приемлемый процент сейчас стало намного сложнее, указывает Алексей Медников из «НЭО Центра»: деньги на Западе привлечь нельзя, реальные процентные ставки уже выше заложенных в финансовой модели. Так что привлечение сравнительно дешевых средств ВЭБа становится актуальным.

У «Магистрали двух столиц» немало проблем с поиском денег, рассказывали «Ведомостям» сотрудники компаний, участвовавших в конкурсе на этот участок, и федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Из-за европейских санкций «ВТБ капитал» сократил долю в «Магистрали двух столиц», Минтранс согласен выделить государственное финансирование на проект уже в этом году, а не в 2015 г., как предполагалось, а окончательно договориться с банками о финансировании пока так и не удалось, хотя концессионное соглашение с госкомпанией «Автодор» уже подписано.