Рубль может укрепить ограничение ликвидности при значительном повышении ставки ЦБ

Курс рубля перелетел равновесное значение на 10-20%, из них на 8-10% - за счет спекулянтов, и в следующем году укрепится даже при $60 за баррель, считает председатель ЦБ Эльвира Набиуллина
Джон Мейнард Кейнс предупреждал, что «рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы - платежеспособными»/ М. Стулов/ Ведомости

По расчетам на основании счета текущих операций или из паритета покупательной способности доллар должен быть около 45 руб., согласен главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. Но эти расчеты не учитывают еще одного фундаментального показателя - оттока капитала (прогноз на этот год - $130 млрд, рекорд с 2008 г.), указывает он, а с учетом оттока сегодняшний «курс рубля равновесный».

«Когда курс занижен, рынок рано или поздно придет к фундаментально обоснованным уровням. Зачем в таком случае планировать еще и интервенции?» - сомневается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «То, что мы видим, - это фундаментально оправданное ослабление национальной валюты, связанное с геополитической напряженностью, падением цен на нефть и ухудшающейся экономической ситуацией», - согласен старший портфельный управляющий УК «Капиталъ» Вадим Бит-Аврагим. По его мнению, укрепить рубль может ограничение рублевой ликвидности при значительном - на 400 б. п. - повышении ставки ЦБ.

Что подумал рынок о решении Центробанка. Эльвира Набиуллина

Председатель Банка России. «Валютный рынок абсолютно адекватно отреагировал на наше решение о повышении ключевой ставки на 1 процентный пункт»

При нынешней цене на нефть отклонение курса рубля от того, который «вытекает из фундаментально обоснованных макроэкономических факторов и не включает в себя факторы ажиотажного и спекулятивного спроса», составляет от 10 до 20%», заявила вчера Набиуллина после объявления о повышении ключевой ставки (см. стр. 04). Поэтому она видит у рубля «потенциал укрепления» даже при цене нефти в $60: «Курс даже с учетом этой цены находится в «перелете».

Поиски виноватых

Из 49%-ного падения рубля с начала года 8-10 процентных пунктов обеспечили спекулянты, сказала Набиуллина: это рабочие оценки ЦБ вклада ажиотажного и спекулятивного спроса в ослабление рубля.

Население, по данным Набиуллиной, за год купило примерно $20 млрд: больше всего - «в марте - апреле, также пик [был] в конце октября - начале ноября».

Юридические лица с начала года по 1 декабря увеличили остатки на расчетных счетах и депозитах на $24,3 млрд до $198 млрд, посчитал Надоршин. «Компании аккумулировали средства на долгосрочных депозитах, основная часть которых не является необходимой для непосредственно ведения бизнеса», - говорит Артем Архипов из «Юникредит банка»: 52% депозитов юридических лиц имеют срок более года - «если бизнес начнет инвестировать в экономику собственные средства, то будет и развитие, и укрепление рубля».

«Разграничить реальный спрос и спекулятивный крайне сложно, - удивлена Орлова. - Предположим, компании предстоят валютные платежи. На какой срок ей корректно формировать запас валюты - на полгода, на год? С какого момента эти покупки считать спекулятивными?» Поскольку «не факт, что все так называемые спекулятивные покупки доллара совершены с целью наживы, поэтому они могут и не вернуться на рынок и не привести к укреплению рубля», говорит Надоршин (его прогноз на следующий год - 50 руб./$, если нефть подорожает до $80 за баррель).

В падении рубля нужно винить не спекулянтов, а ЦБ, отпустивший в ноябре рубль в свободное плавание, считает Владимир Брагин из УК «Альфа-капитал»: «Интервенции были важным источником валюты в отсутствие возможности занимать за рубежом».

Набиуллина вчера сказала, что ЦБ в 2015 г. предложит рынку $70-85 млрд в зависимости от того, какой сценарий реализуется. Это будут и интервенции, и операции валютного репо, и, возможно, валютное кредитование под залог нерыночных активов (валютных кредитов компаниям со стабильными доходами в валюте) - Набиуллина вчера пообещала обсудить такую возможность.

Валютное репо, предложенное ЦБ взамен регулярных интервенций, так и не заработало в нормальном объеме, продолжает Брагин. Он сравнил цены нефти и рубля: «Большую часть падения рубля можно объяснить снижением цен на нефть, а тот момент, когда рубль стал слабеть быстрее нефти, совпадает с отменой интервенций ЦБ». Те самые 8-10%, которые Набиуллина списывала на спекулянтов, считает он.