ЦБ может в январе поднять ключевую ставку до 11,5%

Центробанк повысил ключевую ставку до 10,5% и готов дальше ужесточать политику, если не уймется инфляция, ускорившаяся из-за ограничения импорта продовольствия и девальвации
Эльвира Набиуллина намерена прихлопнуть инфляцию/ Илья Питалев/ ТАСС

Центробанк в пятый раз за год повысил ключевую ставку - на этот раз на 100 б. п.: с начала года она выросла почти вдвое, с 5,5 до 10,5%. Предыдущих повышений не хватило для компенсации влияния проинфляционных факторов, объясняется в заявлении ЦБ. К 8 декабря инфляция, по его оценке, составила 9,4%. С начала декабря темпы роста цен, по данным Росстата, еще больше ускорились в сравнении с ноябрем, когда они были в 1,6 раза быстрее, чем в октябре.

К концу 2014 г. инфляция составит около 10%, прогнозирует ЦБ. Половину этого прироста, по его оценкам, обеспечили российские контрсанкции по ограничению импорта продовольствия (2,3 п. п.) и ослабление рубля (2,6 п. п.). С учетом «докризисного» прогноза ЦБ по инфляции в 5% контрсанкции и девальвация обеспечили весь разгон цен полностью. Под их влиянием инфляция продолжит ускоряться и в I квартале, но к концу II квартала, ожидает ЦБ, их влияние ослабнет и инфляция начнет снижаться - до 8% к концу 2015 г. ЦБ готов продолжать повышение ставки, если инфляционные риски усилятся, предупредила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: «О смягчении денежно-кредитной политики можно будет говорить, когда мы увидим устойчивую тенденцию снижения инфляционных ожиданий и инфляции».

Регулятор продолжает придерживаться своей стратегии сохранения положительных в реальном выражении (т. е. выше инфляции) ставок. Поскольку инфляция ускорится до 10,5% к концу января и до 11,5% к концу марта, ожидает Наталия Орлова из Альфа банка, ЦБ может поднять ставку еще на 100 б. п. на следующем заседании 30 января. А учитывая, что валютный рынок не впечатлился решением регулятора - рубль ускорил падение (см. статью на стр. 10) - и продолжающаяся девальвация усиливает инфляционные риски, ставка может быть повышена даже на 150 б. п., не исключает Орлова. Быстрое снижение цен на нефть делает рубль уязвимым, для стабилизации курса и замедления инфляции потребуется еще повысить ставку - до 11,5% в январе, согласен Дэниел Хьюитт из Barclays.

Реакцию валютного рынка на повышение ставки Набиуллина сочла адекватной, подчеркнув, что при решении об уровне ставок ЦБ руководствуется приоритетной целью - снижением инфляции, а не влиянием на курс. Для стабилизации валютного рынка у ЦБ есть другие способы, рассказала Набиуллина (см. статью на стр. 10). Необходимый в 2015 г. исходя из платежного баланса дополнительный объем валюты в $70-85 млрд (см. врез) ЦБ готов предоставить рынку - резервы позволяют, заверила Набиуллина.

Цель снизить инфляцию до 4% по-прежнему реальна, считает ЦБ и намерен ее достигнуть в 2017 г. Комбинация негативных шоков, приблизившая рецессию экономики, - падение нефтяных цен, девальвация, санкции, контрсанкции - не повод отказываться от политики инфляционного таргетирования, уверена Набиуллина. Наоборот, сохранение этой политики сейчас еще более важно: экономика вернется к росту только при росте инвестиций, а для них требуются предсказуемость и стабильность макроэкономической ситуации. «Низкая инфляция - это краеугольный камень экономической стабильности», - убеждена Набиуллина.

В ближайшие два года динамика экономики останется «близкой к нулю» при условии сохранения цен на нефть на уровне $80/барр., прогнозирует ЦБ. Экономика будет адаптироваться к новой жизни: ослабление рубля поможет развитию несырьевого экспорта и импортозамещению. Но чуда не произойдет - к 2017 г., когда импортозамещение себя проявит, экономика вырастет на 1,2%. Для более быстрого роста необходимы меры по реальному улучшению делового климата и повышение производительности труда, сказала Набиуллина.

Высокие ставки не помешают росту производства, считает Набиуллина: девальвация повышает конкурентоспособность имеющихся мощностей, а у правительства есть программы поддержки импортозамещения. Рост ставки на АПК не повлияет, согласен министр сельского хозяйства Николай Федоров: госпрограмма подразумевает «возможности маневра» (цитата по «Интерфаксу»). Кредитование нефинансового сектора в ближайшие три года будет расти на 6-8%, ожидает ЦБ (12% - с начала 2014 г.).