ЦБ представил первую стратегию развития финансовых рынков

Cтратегия на 2016–2018 гг. не содержит цифровых ориентиров, но задает вектор развития
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Опубликованные в среду «Основные направления развития финансового рынка России на 2016–2018 гг.» – первый подобный документ для Центробанка, который в 2013 г. стал мегарегулятором.

Тогда он попросил у участников рынка совета, над какими направлениями стоит работать. Сейчас они отмечают, что в документе не хватает конкретики. ЦБ делает упор на повышении финансовой грамотности населения, развитии рынка ценных бумаг и снижении числа недобросовестных участников. «Это больше похоже на концепцию развития. Хорошим дополнением стало бы приложение с конкретными задачами, списком мер, которые позволят их решить, сроками и цифровыми ключевыми показателями», – говорит один из них.

ЦБ изменил мнение и отказался от «количественных ориентиров», следует из документа. «Это вектор развития», – объяснил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Одно на всех

Главное – ЦБ намерен совершенствовать регулирование рынка. Он может ввести стресс-тесты для всех его участников (сейчас – только для банков), а надзор будет селективным: ЦБ поделит участников рынка на три группы - системно значимые, небольшие и «прочие». Кроме того, регулятор готов подписывать соглашения с собственниками и руководством финансовых организаций, чтобы смягчить ответственность для них.

«Сейчас в рамках ускоренного очищения рынка ЦБ вынужден идти на массовый отзыв лицензий у банков, страховщиков, участников фондового рынка. Но это худший вариант... приводит к потере клиентов, трудового коллектива, исчезает акционерная стоимость компании, страдают кредиторы», – говорит Швецов. Этот период должен закончиться достаточно быстро, задача ЦБ – перенести акцент с отзыва лицензий на излечение болезней на ранней стадии, полагает Швецов.

«Раньше в подобных документах много говорилось об ускоренном росте сегментов рынка, про регулятивные изменения», – вспоминает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев. В этом же документе речь не идет о бурном росте, зато виден системный взгляд на рынок: стратегия не делит его на секторы, а воспринимается как комплекс финансовых услуг.

Есть и конкретика

В некоторых вопросах ЦБ все же проявил больше точности. Например, регулятор планирует ввести «прямые количественные требования», которые позволят инвестировать больше пенсионных накоплений и страховых резервов в акции и облигации. Для это регулятор планирует осуществить несколько задач, и одна из них - реформа корпоративного управления: передать функцию формирования исполнительных органов управления от акционеров совету директоров публичного общества и закрепить персональную ответственность членов органов управления.

Чтобы привлечь на рынок новых эмитентов, ЦБ хочет стимулировать «лучших заемщиков (представителей крупного бизнеса) к переходу на облигационный рынок». По мнению ЦБ, это даст возможность освободить капитал кредитных организаций, что позволит им увеличить кредитование непубличных заемщиков, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса. Среди инструментов, на которых ЦБ сосредоточит свое внимание для развития рынка бондов, указаны, в частности, облигации с плавающей процентной ставкой, структурные ноты, секьюритизация портфелей различных активов. Кроме того, планируется работа по снижению эмитентами числа дефолтов по ценным бумагам «через институт коллективного управления и контроля», но как именно, ЦБ не объясняет.

ЦБ также планирует изменить требования к раскрытию информации эмитентами. «С учетом того, что объем раскрываемой информации оценивается эмитентами и инвесторами с одной стороны как избыточный, а с другой - как не охватывающий все существенные аспекты деятельности компании, влияющие на принятие инвестиционных решений, требуется внесение изменений в законодательство в части установления правил, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг. Таким образом, предполагается переход от раскрытия информации на основе формальных критериев к раскрытию, основанному на принципе существенности», – говорится в документе. Начать, по мнению ЦБ, нужно с госкомпаний.

Для снижения волатильности биржевых торгов ЦБ намерен дать прямой доступ отдельным категориям участников рынка, которые сейчас такого доступа не имеют, говорится в документе. «Например, иностранные брокеры получат прямой доступ на товарный биржевой рынок, минуя российских брокеров», - привел пример Швецов. В случае рыночных шоков ЦБ может начать покупку ОФЗ на открытом рынке.

Также ЦБ намерен дестимулировать валютное кредитование в кредитных и некредитных организациях. «Это задача финансового сектора, который должен своими действиями продавать именно то финансирование, которое наиболее подходит риск-профилю клиента, а не должен пытаться выполнить планку по кредитованию. Потому что если финансовый сектор не готов управлять риском, то заемщик точно не готов управлять риском», – объяснил Швецов.

«ЦБ обратил внимание на основные проблемы, а среди них на важнейшую – дисбаланс в финансовых предпочтениях граждан в пользу депозитов. Основные меры по преодолению такого дисбаланса правильные. Что вызывает недоумение: ЦБ нужно время, чтобы проанализировать целесообразность создания системы гарантирования средств граждан на фондовом рынке – он намерен это сделать в 2018 г. Нам кажется, целесообразность создания такой системы очевидна, для защиты интересов граждан-инвесторов она важнее других и до 2018 г. уже должна быть создана», – говорит предправления НАУФОР Алексей Тимофеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more