Китай не отказался от внешней поддержки рынка, даже убедившись в ее неэффективности

Механизм интервенций стал более изобретательным: его поддерживают компании с подачи властей
Во время обвала на фондовом рынке CSRC и НБК упрекали в том, что их действия, в том числе по поддержке курса юаня, противоречили друг другу/ Andy Wong/ AP

Китай создает подразделение при госсовете для координации финансовой и экономической политики, сообщает FT. Во время обвала на фондовом рынке Китайскую комиссию по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC) и Народный банк Китая (НБК) упрекали в том, что их действия, в том числе по поддержке курса юаня, противоречили друг другу. По данным финансового журнала Caixin, возглавит новую структуру Ли Чжэньцзян, бывший экономист НБК и экс-заместитель гендиректора Agricultural Bank of China.

Но официальные правила – не самая важная часть китайского регулирования. Обычно власти действуют без лишнего шума. В январе 75 компаний пообещали, что их крупные акционеры не будут сокращать доли в капитале, чтобы защитить интересы инвесторов, пишет WSJ. По официальной версии, это инициатива самих компаний. Но в частных разговорах выясняется, что делать это вынуждают регуляторы: «добровольные решения» обычно принимаются после телефонного разговора с властями.

Летом, когда за два месяца индекс Shanghai Composite снизился на 43%, десятки брокерских компаний и инвестфондов пообещали не продавать вложения и покупать акции стратегических компаний.

В июле Шэньчжэньская биржа потребовала от компаний, торгующихся на ней, сделать заявления, что их контролирующие акционеры не будут продавать акции, рассказал WSJ топ-менеджер компании, разрабатывающей экотехнологии. На днях ее снова попросили сделать такое заявление, чтобы это было примером для других.

«Мы сделали такое заявление, поскольку это была просьба Шэньчжэньской биржи, – признает на условиях анонимности топ-менеджер Shenzhen Jufei Optoelectronics, – можете считать это совместным усилием компаний для стабилизации рынка».

Эксперты сомневаются в эффективности такого вмешательства: акции перестали дешеветь не из-за обещаний, а из-за денежных вливаний и остановки IPO.

По оценке Goldman Sachs, государственные China Securities Finance Corp. и Central Huijin Investment за июнь – ноябрь потратили 1,8 трлн юаней ($273 млрд) на покупку акций компаний, имеющих большой вес в индексах. Поначалу эта программа была эффективной, но хватило ее ненадолго из-за предсказуемости. Например, 27 июля акции энергогиганта PetroChina подешевели на 9,6%, тогда как Shanghai Composite снизился на 8,5% – увидев снижение котировок, инвесторы решили, что Китай свернул меры поддержки рынка, и это только усилило распродажу.

Сейчас регуляторы требуют заявлений, способных поддержать рынок, от небольших публичных компаний, это больше похоже на спонтанную реакцию, сообщает WSJ со ссылкой на источник. China Securities и Central Huijin также инвестируют не в голубые фишки, а в большее число акций, включая акции небольших публичных компаний. China Securities перестала совершать сделки со счетов в крупных брокерских компаниях и инвестирует через небольшие паевые фонды, чтобы это труднее было заметить.