Сырье оказалось самым доходным классом активов
Восстановление после пятилетнего спада подвело Bloomberg Commodity Index к границе «бычьего» рынкаСырьевые товары показали за период с начала года самый значительный рост среди основных классов активов, пишет Financial Times. Bloomberg Commodity Index на закрытие пятницы вырос почти на 11%, тогда как мировой рынок акций – всего на 2%, а облигаций – на 6%.
Основными товарами, которые стимулировали взлет сырьевого индекса, стали нефть, золото, соевые бобы и ряд металлов, в частности цинк. Индекс снижался с апреля 2011 г., потеряв по 20 января 2016 г. 58,5%, хотя разные товары падали в разные периоды времени. Так, нефть держалась на высоких уровнях дольше всех, но ее падение с июня 2014 г. еще больше усугубило обвал на сырьевом рынке. Однако и восстановление с минимумов этого года оказалось впечатляющим. Bloomberg Commodity Index с минимума января вырос на 19,6%, подойдя к границе в 20%, за которой, как обычно считается, начинается период «бычьего» рынка.
Инвесторы начинают вкладывать средства в сырье в надежде на восстановительный рост. По данным RBC Capital Markets, за год по апрель приток инвестиций в сырьевые активы составил почти $60 млрд. А вложения в PowerShares DB Commodity Index Tracking Fund (крупнейший биржевой фонд, отслеживающий динамику сырьевого индекса) составили в этом году $163 млн, тогда как в прошлом году отток средств из него превысил $1 млрд, свидетельствует ETF.com. Управляющая компания Pimco недавно закрыла для новых инвесторов созданный три года назад сырьевой хедж-фонд, после того как его активы достигли $1 млрд.
Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money, уже несколько месяцев называет промышленное сырье и драгоценные металлы одними из немногих истинных кандидатов на рост на сегодняшних мировых рынках. Основные причины – восстановление после длительного падения в предыдущие годы, стабилизация ситуации в экономике Китая, а также в промышленном производстве развитых стран, а также остановка в укреплении доллара. «Проблемы Китая, конечно, могут усилить волатильность цен на сырье, особенно среди промышленных металлов, при этом одновременно подняв цены столь же волатильных драгоценных металлов», – предупреждает он, считая, однако, что нисходящие коррекции следует использовать для покупки.
Шестнадцать из 22 входящих в Bloomberg Commodity Index фьючерсов на сырьевые товары подорожали в этом году. Наибольший рост, более чем на 50%, показала соевая мука. Нефть Brent подорожала на 33,2%, хотя с внутридневного минимума $27,1 за баррель 20 января по закрытие пятницы – на 83,2%. Рост был обусловлен закрытием коротких позиций и данными о сокращении избытка нефти – в результате как снижения нефтедобычи в США и перебоев с поставками из ряда стран, включая Нигерию и Канаду, так и роста спроса на бензин в США и Китае.
Эксперты обращают внимание на то, что разные виды сырья могут дорожать по разным причинам. «Это не монолитный класс активов, поскольку все сырьевые товары различны и зависят от специфических факторов, обуславливающих соотношение спроса и предложения», – цитирует FT Лайзу Шалетт, директора по инвестиционной и портфельной стратегии Morgan Stanley Wealth Management. Например, погодные условия объясняют рост цен на зерновые: обильные дожди сократили урожай соевых бобов в Аргентине, а засуха – перспективы урожая кукурузы в Бразилии. Аналитики Schroders годами «по-медвежьи» оценивали ситуацию в сельском хозяйстве, говорит Родольф Роше, начальник отдела анализа сырьевых рынков инвестиционной компании. Но в последние два месяца они вложили все деньги, выделенные на инвестиции в сельхозпродукты. За исключением пшеницы, хлопка и некоторых видов домашнего скота «я полагаю, что ситуация с избытком предложения осталась в прошлом», говорит Роше.
Цены на промышленные металлы, сильно зависящие от ситуации в Китае, в последние месяцы росли по-разному, но цинк, например, подорожал более чем на 20%. В пятницу он дорожал восьмой день подряд, это самый длительный период роста с декабря 2013 г., отметили в отчете аналитики «Сбербанк CIB»: рост до уровня июля 2015 г. вызван «опасениями, что в результате сокращения производства фактический дефицит превысит ожидания».
Многие, однако, по-прежнему смотрят на сырьевые рынки со скептицизмом. «Небольшое ралли, которое мы видели, не слишком меняет долгосрочную картину», – полагает Кристиан Баскен, директор по реальным активам Fund Evaluation Group (цитата по FT). Джонсон из Pimco тоже сохраняет осторожность: «Я не скажу, что мы дико позитивно смотрим на этот рынок. Но, конечно, уже совсем не негативно».