Статья опубликована в № 4090 от 07.06.2016 под заголовком: Зона повышенной убыточности

Убыточность ОСАГО может выйти на критический уровень в 2017 году

Эксперты АКРА считают, что это может обернуться повышением тарифов; ЦБ думает иначе

Средний размер убытка в ОСАГО стремительно повышается – за последние два года он вырос с 65 до 78% (без учета расходов на ведение дела. – «Ведомости»). Если активность автоюристов не снизится, то к I кварталу 2017 г. он может достичь 94%, а комбинированный коэффициент убыточности (ККУ, операционная эффективность бизнеса, выше 100% – убыток) – 118%, посчитали аналитики АКРА. Тогда очередное повышение тарифов будет неизбежным, считают они.

Среди основных причин роста среднего размера убытка в ОСАГО, кроме автоюристов, они перечисляют расширение лимитов выплат по имуществу и жизни (повышены в октябре и апреле 2014 г.) и рост стоимости запчастей и ремонтных работ из-за ослабления рубля.

На судебные штрафы и неустойки идет около 4% от получаемой премии, посчитали аналитики АКРА, исходя из заявления Российского союза автостраховщиков (РСА) о том, что всего в 2015 г. страховщики заплатили штрафов и неустоек на 10 млрд руб.

Сергей Швецовпервый зампред ЦБ
В целом повышать тарифы на сегодняшний день необязательно <...> Это не нужно делать <...> Есть другие возможности, как обеспечить доступность полиса и его прибыльность для страхового сообщества, не прибегая к повышению тарифов». По его словам, ЦБ знает, «что нужно делать, и все эти действия будет предпринимать.

ОСАГО не является источником прибыли для страховщиков уже сейчас, считает аналитик АКРА Алексей Бредихин: ККУ по полисам, проданным в январе – марте, уже сейчас составляет у разных компаний 101–112%. Если ранее страховщики могли компенсировать убытки по ОСАГО за счет продаж по другим видам страхования, то при прогнозируемых значениях ККУ это будет уже невозможно, говорит Бредихин.

Убыточность по ОСАГО в среднем по рынку уже приблизилась к 100%, согласен гендиректор «Зетта страхования» Игорь Фатьянов. Основная причина роста убыточности – это не только инфляция, но и изменения лимитов и единой методики расчета убытков, полагает руководитель департамента ценообразования и андеррайтинга СГ «Уралсиб» Сергей Тепляков. Если считать, что инфляция составляет 2–4% в квартал, что примерно соответствует изменениям и отражается в справочниках РСА, то в год это дает увеличение уровня убыточности на 9–18%, рассуждает он. Чтобы сохранить убыточность хотя бы на одном уровне, при такой скорости изменения стоимости запасных частей необходимо регулярное повышение тарифов, считает он.

Из-за автоюристов финансовый результат по полисам, проданным в 2015 г., будет в конечном счете отрицательным для страховщиков, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Центробанк видит по-другому ситуацию на рынке ОСАГО. Сейчас менее чем в 20 регионах России полис ОСАГО не является убыточным для страховщиков, здесь есть «реальная конкуренция и желание продавать полисы, где это выгодно», указывал в конце мая первый зампред ЦБ Сергей Швецов. В остальных регионах каждый полис приносит страховщикам убыток, согласен он. В совокупности ОСАГО сегодня прибыльно, убежден он, повышения тарифов не требуется. «Есть другие возможности, как обеспечить доступность полиса и его прибыльность <...> не прибегая к повышению тарифов», – заявил Швецов, заверив, что ЦБ «все эти действия будет предпринимать» (цитаты по «РИА Новости»).

Повышение тарифов необходимо только в случае, если произойдет существенное увеличение цен на запасные части и ремонт или резко вырастут обращения клиентов за компенсациями из-за вреда, нанесенного здоровью, считает Фатьянов, в остальном должно происходить точечное изменение системы тарификации в разных регионах и в зависимости от возраста водителя.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии «Ведомостей»