ЦБ намерен защитить деньги брокеров-банков

Сейчас клиенты таких брокеров не получают своих средств при банкротстве

ЦБ предлагает одинаково защищать средства клиентов брокеров с банковской лицензией и брокеров, являющихся некредитными организациями (НКО), в случае банкротства профучастника, заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Сейчас средства клиентов на брокерском обслуживании банка при его банкротстве не возвращаются обратно. Тогда как в случае брокеров, не являющихся банками, закон гарантирует возврат клиентам их денег, объяснил Чистюхин.

«Если брокер - НКО, то законодательство содержит четкие нормы: при банкротстве брокера средства клиентов выделяются из общей массы и возвращаются. А в брокерах-банках такого нет, там более сложная система», - заявил зампред (цитаты по ТАСС). «Сейчас возможность обсуждается», - добавил Чистюхин. «Зародилась дискуссия, каких кредиторов защищать: получается, клиенты банка как брокера могут иметь преимущество перед другими клиентами банка», - рассказал он.

Представитель ЦБ заявил, что ему нечего добавить к словам Чистюхина.

Сейчас в законе о банкротстве действительно есть нормы, защищающие только клиентов брокеров, которые не являются банками, говорит советник Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин. «Правда, в законе есть нюанс: если средств клиента на брокерских счетах профучастника недостаточно для удовлетворения всех их требований при банкротстве, такой клиент становится кредитором третьей очереди. Однако на практике встречаются примеры, когда недобросовестные брокеры используют без разрешения средства со счетов своих клиентов», - указывает он. Иногда такая возможность прописана в договоре брокерского обслуживания, в таком случае это законно, добавляет Лотфуллин.

«Если банкротится банк, средства клиентов на брокерских счетах, скорее всего, автоматически попадают в реестр требований кредиторов третьей очереди, однако сейчас это в законе прямо не прописано», - отметил юрист.

«Конечно, регулирование должно быть идентично для всех. Тем более что если спросить рядового частного клиента, понимает ли он разницу между банком и брокером без банковской лицензии, не исключаю, что он назовет более надежным именно банк», - рассуждает заместитель гендиректора «Атона» Григорий Седов. Ведь страхования инвестиций пока еще в России не ввели, а обычные клиенты в законодательство обычно не вдаются, поясняет он.

Сейчас большинство инвестиционных продуктов банки предлагают через дочерние компании, не являющиеся банками, добавил Седов: «Однако банки стремятся переводить брокерские услуги для населения внутрь, поскольку это позволяет существенно экономить средства на поддержание инфраструктуры». К тому же это позволяет не попадать под двойное регулирование ЦБ — для банка и его дочерней брокерской компании, полагает Седов.

ЦБ не отказывается от идеи гарантировать сохранность инвестиций граждан, которую пока предлагается финансировать за счет брокеров. «Имеет смысл обсудить конфигурацию этой системы. Главная дискуссия, которая ведется и будет вестись, - за чей счет, это суть этой дискуссии», - заявил в четверг Чистюхин (цитаты по Reuters). «Это система гарантий, страхования. И это налоги - частично это реализовано и работает для розничного инвестора по облигациям (для покупателей облигаций, выпущенных с этого года, не действует НДФЛ с купона. - «Ведомости»)», - пояснил зампред, что именно входит в эту систему. По словам Чистюхина, возможно, сейчас госбюджет «не в том состоянии», чтобы тратить свои средства на страховку инвестиций. «Вполне возможно, что имеет смысл затратить и какие-то государственные ресурсы, чтобы получить эффект масштаба по вложению в определенные инструменты фондового рынка, это большая дискуссия, и ее тоже надо проводить», - допустил, однако, зампред.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more